Думки

геополитика

Китай, США и древняя ловушка

Китай, США и древняя ловушка

Ниалл Фергюссон, британский историк, писатель и журналист о том, сможет ли мир избежать новой большой войны.

В это время сто лет назад Первая мировая война вступила в свою завершающую фазу. Никто ни в Берлине ни в Лондоне не собирался тратить такое огромное количество крови и ресурсов на четыре года индустриальной бойни. Как я утверждал 20 лет назад в моей книге The Pity of War, Первая мировая война была, пожалуй, самой большой ошибкой в современной истории.

Историки часто вспоминают события 1890-х и 1900-х годов, пытаясь проследить развитие англо-германского антагонизма. Традиционно объяснение звучит примерно так: немецкая экономика обгоняла британскую экономику. Фраза «Сделано в Германии» появлялась на все большем количестве импортных товаров.

У Германии были и имперские амбиции, которые выражались в приобретении колоний в Азии и Африке. И она строила флот, который явно предназначался для соперничества с Royal Navy.

При этом, по мере того как их экономика бурно развивалась, немцы утверждали, что их политическая система, в которой парламент (Рейхстаг) обладал гораздо меньшей властью, чем его британский эквивалент, а монарх гораздо большей, - была лучше. И материальные успехи лишь укрепляли глубоко укоренившийся национализм.

В конце концов, Великобритания и Германия последовали древнему примеру Спарты и Афин: действующая и растущая силы очутились в состоянии войны. Гарвардский политолог Грэм Эллисон называет это «ловушкой Фукидида» в честь историка Пелопоннесской войны.

Находятся ли Соединенные Штаты и Китай на пути к повторению этой классической исторической ошибки? Я только что провел увлекательную неделю в Пекине и Шанхае, и боюсь, что, да.

Экономика Китая уже, по крайней мере по некоторым показателям, обогнала экономику Соединенных Штатов. Китайцы разработали стратегию, чтобы догнать ее и технологически. Она называется «Сделано в Китае 2025 года».

У президента Си Цзиньпина есть своя версия немецкой имперской Weltpolitik: инициатива «Один пояс и один путь», подразумевающая глобальное расширение инфраструктуры и влияния Китая.

Народно-освободительная армия напряженно наращивает свою мощь, с целью (как сказал мне один китайский чиновник на прошлой неделе), чтобы к моменту, когда народная республика в 2049 году отметит свое столетие, стать сильнейшей военной силой на планете.

Как и немцы столетие назад, китайцы больше не беспокоятся о том, что англо-саксонская демократия превосходит их политическую систему. Что касается национализма, то нет никакого сомнения в его растущем значении, особенно в социальных сетях. «Существует также и китайский популизм», - предупредили меня.

Однако, как показали события 1918 года, Германия переоценила себя и недооценила Британию. Я боюсь, что некоторые китайцы, подзуживаемые другими азиатами, совершают ту же ошибку в отношении Соединенных Штатов. Мой старый друг Кишоре Махбубани, бывший представитель Сингапура в Организации Объединенных Наций, только что опубликовал небольшую энергичную книгу под названием «Запад проиграл?». Его ответ, без всяких обиняков, - «Да».

Такие разговоры поощряют определенную браваду в Пекине. Китайские официальные лица, с которыми я встречался, настаивали на том, что они могут противостоять торговой войне. Некоторые говорили о том, что такая война не продлится недолго, поскольку американская демократическая система подорвет позицию США на переговорах. Разве промежуточные выборы в США не всего лишь через шесть месяцев?

Вполне вероятно, что «Искусство заключать сделки» президента Трампа потерпит поражение от более тонкого «Искусства войны» древнего китайского мудреца Сунь-Цзы. Однако реальность такова, что китайцы больше зависят от нынешних глобальных торговых соглашений, чем американцы, и могут потерять значительно больше в торговой войне.

Более того, экономика Китая не так сильна, как кажется. Китайский народ трудится под гнетом огромной горы долгов. После десятилетий изобилия рабочая сила в Китае сейчас сокращается, а население стареет примерно так же, как это происходило в Японии в 1990-х годах. Что, безусловно, обещает и более низкий экономический рост в будущем.

Западные наблюдатели склонны некритично рассматривать усиление Си Цзиньпина, полагая, что концентрация власти в его руках является признаком силы. Возможно, так оно и есть. Но меня очень поразило наблюдение одного из бывших министров по поводу того, что взлет Си предотвратил крупный политический кризис в 2012 году. Он «спас партию, страну и армию» - по-видимому, от резкого падения легитимности власти в глазах народа, вызванного необузданной коррупцией.

Государство, требующее диктатуры для поддержания стабильности, не так сильно, как кажется - так же, как основанное на личной свободе не так слабо, как кажется.

Дальше события могут развиваться двумя путями. Соединенные Штаты и Китай могут попасть вместе в ловушку Фукидида, начав с торговой войны и закончив реальной. Альтернативой является то, что Генри Киссинджер в своей книге «О Китае» назвал «коэволюцией». Этот второй путь не будет легким. Но, безусловно, он предпочтительнее повторения истории англо-германского антагонизма.

Все более жесткая система политических союзов, утверждал Киссинджер в своей книге «Дипломатия», обрекли Великобританию и Германии на войну в 1914 году. Сегодняшние государственные деятели в Вашингтоне и Пекине должны проявить гибкость. Повторить ошибки, которые послали моего дедушку в ад полей Фландрии, было бы, мягко говоря, досадно.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама