Российское ООО «Маша и Медведь», создавшее одноимённый мультипликационный сериал на московской анимационной студии «Анимаккорд», в этом году зафиксировало на территории Украины более 150 нару шений прав на использование образов ее пер сонажей: Маши, Медведя, Зайца и Белки. Об этом «Капиталу» со общил юридический представитель компании в Москве.
Ритейлеры закрывают на Машу глаза
Как сообщал «Капитал», в этом году ООО «Маша и Медведь» приступило к юридической защите своих прав в нашей стране, подав судебные иски к розничным сетям «Фуршет» и АТБ, которые использовали изображения героев при производстве кукол и кукурузных палочек. Осенью российская компания также начала судиться с «Метро Кеш энд Керри» и «Ашаном».
Как сообщил юридический представитель российской компании в Киеве Сергей Товкес, с АТБ было заключено мировое соглашение — ритейлер добровольно согласился выплатить компенсацию в размере 75 тыс. грн за контрафактную партию товара.
«Другие сети, такие как «Фуршет», например, решили судиться до конца», — отмечает Товкес.
По его словам, если компания, у которой в магазине был замечен контрафакт, не идет на контакт, то сумма последующего иска увеличивается — москвичи устанавливают в таких случаях повышенный коэффициент. К «Ашану» и «Фуршету» уже предъявлены иски на сумму 275 тыс. грн каждый.
При этом мультипликаторы, как правило, не могут привязать сумму компенсации к количеству товара в партии. По словам юриста, реализованную партию очень трудно зафиксировать в полном объеме. Один крупный ритейлер, например, уверял в суде, что партия спорного товара составляет всего десять экземпляров, один из которых удалось купить юридическому представителю.
«Сейчас действительно идет судебное рассмотрение по вопросам компании «Маша и Медведь». Говорить об исходе дела, его нюансах и возможных результатах на данном этапе судебного разбирательства рано», — прокомментировал «Капиталу» представитель компании «Метро Кеш энд Керри Украина».
Рейды на частников
В следующем году в Украине планируется подать около 300 новых исков, говорит Сергей Товкес. В 2013 г. у компании было около 50 судебных разбирательств в разных странах. Кроме того, она планирует расширить сеть своих представителей и партнеров в регионах. Сейчас представители, осуществляющие контрольные закупки спорной продукции, есть в Киеве, Харькове, Черкассах, Ровно. Существуют также юрфирмы-партнеры в Виннице, Луцке, Тернополе.
В 2014 г. появятся представители еще в шести регионах. Под прицелом Одесса и ее массовые рынки, куда поставляется большое количество контрафакта. «Подделывают все — ручки, мебель, одежду, книжки, детские товары. Из элементов одежды мы не встречали разве что галстуков с лого наших мультгероев», — отмечает Товкес.
Отметим, в конце уходящего года компания «Маша и Медведь» начала подавать иски не только к крупным компаниям, но и к частными предпринимателям. В распоряжении «Капитала» есть копии трех подобных исков на сумму 69 тыс. грн каждый. Юрист компании рассказывает, что претензии в иске к физлицам зависят от степени серьезности их нарушения.
Если, например, нелегальный товар был один раз замечен в киоске, это грозит виновнику незначительным штрафом в размере 10 минимальных зарплат. Больше всего претензий к производителями контрафакта. По словам Товкеса, в Украине уже заведено два уголовных дела по статье 176 Уголовного кодекса. За такие нарушения грозит лишение свободы сроком до 2 лет.
Театральные пираты.
В канун Нового года «Маша и Медведь» устроила охоту на гастролеров по всей Украине. Некоторые ставят для детей спектакли с использованием костюмов и символики, напоминающих героев мультсериала. В Луганске россияне нашли нарушителя авторских прав. Им оказался организатор новогодней постановки «Маша и Медведь в Диснейленде», которая демонстрируется в концертных залах города.
«Капитал» связался с распространителем билетов на спектакль в Луганске, который рассказал, что шоу продолжает демонстрироваться со второго января ежедневно с использованием кукол Маши и Медведя в полный рост. Цена билета — от 40 грн до 100 грн. Летом будет много работы в южных регионах страны, где также проходят многочисленные гастроли, говорит Товкес.
Помимо этого, «Маша и Медведь» выставила претензии к дельфинарию «Немо». По словам Товкеса, изображения персонажей в рекламе дельфинария присутствовали в 2012 г. в Донецке и Киеве, в этом году в столице и Одессе.
Защитить лицензионное
«Российская компания имеет все основания для возмещения ущерба. Предприниматели всячески пытаются заработать на известных персонажах, при этом роялти не платят», — говорит партнер МЮГ AstapovLawyers и глава департамента интеллектуальной собственности Наталья Мещерякова. Она добавляет, что компания «Маша и Медведь» легко соглашается на лицензирование своего продукта: «Я знаю несколько компаний, которые сотрудничают в этом направлении с «Маша и Медведь».
«Капиталу» известно о таких лицензиатах, как торговый дом «Росмен», ЖК «Министерский», компания Ferrero.
По мнению управляющего партнера ЮК «Юскутум» Артема Афяна, большое количество исков также связано с защитой тех компаний, которые уже получили лицензию на использование известных персонажей. «В таких исках главное не возместить ущерб — его и подсчитать нелегко. Главное — убрать контрафактный товар с полок, тем самым увеличив продажи компаний-лицензиатов», — уверен юрист.