25 мая начнется движение через Бескидский тоннель — один из самых масштабных инфраструктурных проектов Украины за последние 15 лет.
Это второй по длине железнодорожный тоннель в Украине после Лугутинского, что на Луганщине. По этому маршруту идет более 60% транзитных грузов в направлении Западной и Центральной Европы.
Новое инженерное сооружение построено за 22 метров от старого однопутного тоннеля, который за более чем сто лет работы полностью исчерпал свой эксплуатационный ресурс.
Двухпутный тоннель имеет длину 1765 метров, его максимальная глубина — 180 метров от поверхности Бескидского хребта. Он станет частью транспортного коридора, который проходит через Италию, Словению, Венгрию, Словакию и Украину.
Строительство завершилось в 2017 году, после этого железнодорожники монтировали инфраструктуру на подходах. Перерезание ленточки запланировано на 25 мая.
Что же такое Бескидский тоннель, как он строился, и почему он так важен для Украины?
Стсрый туннель заработал еще в 19 веке, когда Западная Украина входила в состав Австро-Венгерской империи. Тоннель задумывали как важный переход из восточных регионов Австро-Венгрии в Центральную Европу. Кроме того, он должен был связать Закарпатье с остальной частью современной Украины.
Бескидский тоннель не пострадал во время Первой мировой войны, но нуждался в реконструкции после Второй мировой, поскольку был взорван в нескольких местах. Ремонт провели оперативно — регулярное движение поездов возобновилось в 1946 году.
Полвека тоннель служил стратегическим переходом для советских железных дорог. В отдельные годы через него проходила половина пассажирских и грузовых перевозок, пересекавших западные границы СССР. Со временем переход стал требовать модернизации, чтобы обеспечить необходимую скорость перевозок и их безопасность.
«Основная причина постройки туннеля — неудовлетворительное состояние старого, которому более 100 лет. Эксплуатировать его в нынешнем состоянии, особенно зимой, невозможно», — рассказывает и. о. директора регионального филиала «Львовская железная дорога» Зиновий Занько.
По его словам, зимой железнодорожники вывозили из туннеля до 30 тонн льда в сутки. Поэтому в «Укрзализныце» начали думать о модернизации.
Рассматривали три варианта: реконструкция старого тоннеля, постройка еще одного однопутного тоннеля с параллельной реконструкцией старого и строительство нового двухпутного тоннеля. Остановились на последнем варианте.
С 2007 года начались проектирование, разведка рельефа и геодезические работы. Параллельно шли переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком о финансировании.
ЕБРР согласился выделить 40 млн долл, ЕИБ — 55 млн евро. Была сформирована стоимость и разработан проект. На тендер по строительству пришли компании из Украины, Кореи, Польши, Испании, Австрии, Швеции, Канады, Турции и Швейцарии. Летом 2011 года «Львовская железная дорога» заключила соглашение на проектирование и строительство тоннеля с украинской компанией «Интербудмонтаж». Работы начались в октябре 2013 года.
Тоннель построен на стыке Львовской и Закарпатской областей рядом с аварийным. Его общая длина составляет 1765 метров, сооружение проходит на глубине 180 метров от поверхности Бескидского хребта.
Пуск туннеля, по ожиданиям инженеров, позволит Украине в несколько раз увеличить объем транзитных и внутренних железнодорожных перевозок. Двухпутный тоннель сможет пропускать около 100 поездов в сутки вместо нынешних 47. Максимальная скорость поездов вырастет с 40 км в час до 60-70 км в час.
«Строили тоннель в основном отечественные компании. Основной генподрядчик — компания „Интербудтунель“ с „дочками“. Работы в тоннеле подрядчик завершил. Сейчас проводится монтаж объектов инфраструктуры на подходах к объекту. Эти работы выполняют железнодорожники», — рассказывает директор «Львовской железной дороги».
«Объект строился с использованием новейших технологий гидроизоляции, что должно исключить протекание и образование сосулек в тоннеле», — добавляет инженер «Интербудтунеля» Юрий Воробец.
Он объясняет, что тоннель оборудуют современными приборами рабочего и аварийного освещения, вентиляцией, видеокамерами, контрольными датчиками определения уровня вредных газов и постоянным мониторингом внутреннего состояния. Также будут установлены средства пожарной безопасности и система антикоррозионной защиты.
Суммарная стоимость строительства — 102, 7 млн. евро. «В течение работ менялся курс валют, соответственно была индексация, менялись сметы, но стоимость осталась неизменной — 102 млн евро», — заявил Занько.
Старый тоннель решили сохранить как часть нового комплекса. Он будет использоваться как рабочая штольня по обслуживанию нового, а также для эвакуации людей в случае возникновения аварийных ситуаций.
Благодаря строительству объекта Украина планирует ликвидировать единственное барьерное место на всем международном коридоре. Кроме того, железнодорожники ожидают, что запуск тоннеля улучшит сообщение закарпатских городов с Киевом, Днепром, Харьковом. В планах — запуск поезда категории «Интерсити» между Львовской и Закарпатьем.
Из-за запуска Бескидского тоннеля с 19 по 25 мая ряд поездов, которые курсируют через Львов, изменят график движения.
Так, с 20 до 25 мая не будут курсировать поезда № 829/830 Львов-Ужгород-Львов и поезд № 6019/6020 Львов-Сянки-Львов.
С полным перечнем изменений можно ознакомиться по ссылке.
По словам руководителя «Укрзализныци» Евгения Кравцова, для компании тоннель символический, поскольку это окно в Евросоюз, к международным транспортным коридорам.
«За последний год мы видим рост экспорта грузов в сторону Европы более чем на 3%, импорта — более чем на 30%. В целом через старый тоннель за год прошло 20 млн. тонн грузов. Это очень большая цифра. Она свидетельствует о том, что спрос и необходимость в железнодорожных перевозках в сторону Европы есть», — добавляет Кравцов.
«За последние три года значительно выросли объемы перевозок в ЕС. Металлургические, химические, аграрные предприятия наращивают экспорт сухопутными переходами в Европу, поэтому развитие инфраструктуры является главным этапом в этом процессе», — считает он.
Строители утверждают, что гарантийный срок службы тоннеля при должном обслуживания — минимум сто лет.
«Такие конструкции рассчитываются на сто лет эксплуатации. Имея рядом старый тоннель, который работает 125 лет, можно с уверенностью сказать, что новый будет работать дольше», — заявляет начальник дирекции по строительству Бескидского тоннеля «Львовской железной дороги» Николай Дидух.
Соглашается с ним и Занько: «За основу можно взять гарантийный срок сто лет. Впрочем, учитывая применение новых технологии, тоннель будет иметь гораздо больший запас прочности», — убежден он.