Економіка

анализ

Не футболом единым: что нужно знать об экономике финала Лиги Чемпионов

31002
Не футболом единым: что нужно знать об экономике финала Лиги Чемпионов

26 мая в украинской столице состоится одно из крупнейших в мире однодневных событий — финал Лиги чемпионов УЕФА. По телевизору за футбольным матчем между мадридским «Реалом» и английским «Ливерпулем» будут следить более 600 млн зрителей, а в самом Киеве ожидают многочисленных туристов.

Оценки количества гостей разные. Одни говорят о 70 тыс, другие уверены, что приедет не менее 150 тыс фанов.

Ответственные за организацию праздника уверяют: Украина полностью готова к финальному матчу Лиги чемпионов. На вопрос, какие трудности могут ожидать болельщиков 26 мая, представитель городской власти отвечает: «Самая большая неожиданность для болельщиков может быть такова: одни узнают, что их команда выиграла финал, а другие — что проиграла».

Справится ли власть с проведением события мирового масштаба, станет известно уже скоро.

Мы же решили выяснить, как Киев готовился к финалу главного клубного турнира мира, сколько денег было потрачено и кто заработает на футбольном празднике больше всего.

Цены на жилье

Еще до определения финалистов Лиги чемпионов в прессе начала появляться информация о том, что загрузка наиболее востребованных отелей столицы на период проведения матча достигает 100%, а цены превышают обычные тарифы в десять раз.

За две недели до финала международная консалтинговая компания CBRE Ukraine обнародовала другие цифры: цены на номера в киевских гостиницах выросли в 30-45 раз. Это рекорд среди городов-хозяев праздника за последние шесть лет.

Ближайшим по росту стоимости оказался город Кардифф, который принимал финал в 2017 году. Там квартиры подорожали в среднем в 30 раз.

Для сравнения: цены на размещение в отелях Милана в 2016 году выросли в 12 раз, в Берлине в 2015 году — в девять раз, в Лиссабоне в 2014 году — в 13 раз. Меньше изменились цены в Лондоне в 2013 году — в четыре раза.

В компании заявили, что наиболее репрезентативным показателем будет средняя цена на номера в мае, которую можно будет получить только после проведенного матча.

Высокие цены на жилье и авиабилеты привели к тому, что некоторые игроки «Реала» начали возвращать билеты, которые они получили для своих родных по квоте клуба. Кроме того, по данным испанского издания Marca, от забронированных билетов отказываются фанаты клуба, которые хотели ехать в Украину для поддержки своих футболистов.

На сигналы о росте цен отреагировал Антимонопольный комитет. Ведомство пообещало расследовать ситуацию. Между тем КГГА считает проблему преувеличенной. По данным администрации, 70% болельщиков приезжают на матч на один день и сразу же вечером летят из Киева чартерными рейсами.

Во время пресс-конференции профильный представитель КГГА Андрей Мирошниченко заявил, что информация о резком повышении цен в гостиницах ошибочна.

«Номера были проданы давно по очень лояльным ценам. Ситуация была связана с попыткой сдать пять номеров в пяти разных отелях. После этого появились горе-бизнесмены, которые захотели сдать квартиру по невероятным ценам», — сказал он.

Пока АМКУ обещает провести расследование, а власть не видит проблем, киевляне решили показать гостеприимство и создали в социальных сетях несколько групп, где предлагают бесплатно, за символическую плату или сувенир переночевать у них.

В этих группах задействованы тысячи киевлян, что стало приятной неожиданностью для болельщиков со всего мира. Такая инициатива получила через иностранные СМИ широкую огласку во многих государствах, добавив баллов к имиджу Украины.

Одним из наиболее важных моментов при проведении масштабных мероприятий является бесперебойное функционирование транспорта. Менеджер по транспорту и мобильности во время проведения финала Лиги чемпионов Сергей Хижняк уверяет, что инфраструктура столицы полностью готова к событию и никаких неожиданностей не ожидается.

По его данным, большинство болельщиков планирует добираться в Киев авиатранспортом, некоторые приедут на автобусах, единицы — собственными авто. «По нашей информации, определенное количество болельщиков прилетит в Польшу на лоукосте, а оттуда они пересядут на автобусы в Киев», — говорит Хижняк.

Самый большой «удар» примет на себя «Борисполь»: 26-27 мая аэропорт будет работать на пределе возможностей. В день игры главные воздушные ворота страны готовятся обслужить 20 тыс болельщиков, это около сотни дополнительных рейсов. «Этот день будет вдвое более напряженным, чем самый пиковый день прошлого года», — объясняет Хижняк.

Болельщиков «Реала» будут обслуживаться в терминале B, который до этого был законсервирован, а фанов «Ливерпуля» — в терминале D. Весь день между этими терминалами и центром города будут ходить две линии автобусов — около 150 штук.

Первый маршрут будет подвозить болельщиков ко дворцу «Украина», второй доставит гостей в парк им. Шевченко. Там будут организованы специальные митинг-поинты, где будут собираться болельщики команд.

В зонах базирования фанов будут еда, напитки, камеры хранения, туалеты, информационные стенды. Митинг-поинты — это не фан-зоны, они прекратят работу после начала матча.

Вокруг НСК «Олимпийский» с 6:00 утра субботы до 6:00 утра воскресенья будет работать так называемый транспортный периметр, в котором будет ограничено движение транспорта. В периметр попадает условный треугольник между улицами Большая Васильковская, Евгения Коновальца и бульваром Леси Украинский.

В течение этого времени рекомендуется отказаться от авто и пользоваться только общественным транспортом. Все станции метрополитена будут работать в обычном режиме. Исключение — станция «Олимпийская» — она будет закрыта с 6:00 вечера в субботу.

Для болельщиков, у которых есть билеты на игру, будет внедрена концепция «комби-тикет», которая часто используется на таких мероприятиях: билет на матч будет и проездным. Им можно будет воспользоваться в субботу и до 12:00 в воскресенье в метро и в муниципальном транспорте. УЕФА и КГГА договорились, что Киев получит 100 тыс евро компенсации.

Эта норма касается также аккредитованных лиц: журналистов и волонтеров.

Расходы и заработки

Согласно решению Киевского городского совета, на проведение финала из столичного бюджета было выделено 25 млн грн. Учитывая масштаб события, сумма символическая.

«Нам не нужно было осуществлять крупные инфраструктурные проекты. Все работы не были связаны с футболом. Это не та ситуация, когда во время подготовки к „Евро-2012“ вся экономика страны работала только на это событие», — говорит Мирошниченко.

По его словам, основные направления финансирования выходят из обязательств города по соглашению с ФФУ и УЕФА. Среди расходов — праздничное оформление города, передача столице кубков мужской и женской Лиги чемпионов, расходы на проведение публичного просмотра матча и международную рекламу Киева и Украины.

Все 25 млн грн освоила «дочка» Федерации футбола Украины — ООО «ФФУ маркетинг».

«Компания является базовым подрядчиком, а дальше идут субподрядчики в зависимости от направлений в перечне работ», — сказал Мирошниченко.

Определить экономический эффект для Киева от проведения финала никто не берется. Столичные власти даже не знает, сколько туристов посетит город в день матча.

«Последние цифры по количеству болельщиков мы получим за девять-десять часов до игры. У нас налажено взаимодействие с пограничниками, и мы получим данные о пересечении границы туристами», — сказал представитель КГГА. «Если говорить реалистично, точная информация будет через час после финального свистка», — добавил Хижняк.

Столица сможет заработать только на болельщиках, ведь всю выручку от билетов и продажи прав на телевизионную трансляцию забирает УЕФА. Во время «Евро-2012» средний чек туриста, приехавшего в Украину, составлял 200-300 долл.

По пессимистическому сценарию, на финал приедет 70 тыс туристов и они потратят в Украине 14-21 млн долл. Мэр Киева более оптимистичен, он надеется на приезд 100 тыс болельщиков. НБУ оценил средний размер однодневных затрат туриста 100-150 долл, а дополнительные поступления на валютный рынок — 15-20 млн долл.

Собеседник издания в городской администрации прогнозирует, что большинство болельщиков не задержатся в Киеве. «Около 70% гостей посмотрят футбол и в тот же день вернуться домой. В эти дни смогут заработать рестораны, гостиницы и авиакомпании, однако делать какие-то прогнозы, называть цифры я бы не стал», — сказал он.
По его словам, главным достижением станет улучшение имиджа Киева и всей Украины.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама