Свято место пусто не бывает. Стоило отгреметь славе двух знаменитых франшиз студии Уорнеров — «Гарри Поттера» и нолановского «Темного рыцаря», как ретивые умы руководителей Warner Bros. обратились к очередному масштабному проекту, который должен увлечь миллионы зрителей и принести миллионы долларов. Сказать, что «Человек из стали» был самым ожидаемым голливудским блокбастером лета — все равно, что назвать победу сборной Англии по футболу на чемпионате мира 1966 г. скромным событием, замеченным лишь специалистами. Знаменитый финал между сборными Англии и ФРГ состоялся 30 июля, а 1 марта того же года на свет появился Зак Снайдер — человек с хорошим воображением и замечательной способностью сделать любой кинематографический материал по‑своему выразительным. Именно ему доверили вернуть на большие экраны Супермена — знаменитого героя комиксов, обожаемого несколькими поколениями американцев.
Первый комикс о Супермене был опубликован 75 лет назад. С тех пор появилось бесчисленное множество «неуязвимых мужчин в плаще»: на суд фанатов уже представлено более 150 суперменов всех мастей — телевизионных, анимационных, целлулоидных. 35 лет прошло со дня выхода на экраны одного из самых знаменитых кинорассказов о жизни криптонского чада — фильма «Супермен» (1978), режиссером которого выступил Ричард Доннер. Роль Супермена в картине исполнил Кристофер Рив, а образ его отца, которого в новой версии играет сосредоточенный Расселл Кроу, тогда был воплощен Марлоном Брандо.
В кинематографической истории Супермена было многое: бесконечные переписывания сценариев, смены режиссеров, неверие в будущее франшизы, перепродажа прав. Однажды Марлон Брандо не смог приехать на съемки в Рим, потому что власти Италии пообещали привлечь актера к суду за «непристойное поведение» его героя в фильме Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Были и забавные эпизоды, связанные с промоушеном ранних картин о Супермене. Так, имя одного из первых Суперменов, Кирка Элина, не фигурировало в титрах, зато промоматериалы к фильму были украшены громким заявлением: «Студия так и не смогла найти подходящего исполнителя главной роли, поэтому пригласила настоящего Супермена!»
Warner Bros., отдав дань классике 70‑х, решила полностью перезапустить франшизу и написать историю Супермена с чистого листа, что позволяет зрителю смотреть картину, не отягощая себя сопоставлениями с сиквелами и приквелами. На экране разворачивается история рождения Супермена, отправления на Землю, осознания им своей суперсилы и борьбы со Злом. На создание фильма были брошены все имеющиеся силы: мастер голливудского «серьезного комикса» Кристофер Нолан стал продюсером и одним из вдохновителей проекта, визуальный эксцентрик Зак Снайдер занял режиссерское кресло, а мастер эпических звучных аккордов Ханс Циммер написал музыку.
Студия возлагает на проект по‑настоящему большие надежды. И первые дни полета Супермена по киноэкранам Америки доказали, что столько сил и $ 153 млн потрачено не зря. За выходные фильм собрал уже $ 128,6 млн, что вывело картину на второе место по сборам за первый прокатный уик-энд в истории Голливуда. Летающего мужчину в плаще опережает только супергерой с харизмой Роберта Дауни-младшего из третьей части «Железного человека».
Супермен действительно вернулся. Быстрее, выше, сильнее — это теперь про него и Зака Снайдера: схватки, погони, космические полеты стали динамичнее и масштабнее; юмор почти полностью уступил место спецэффектам. Стремительность происходящего на экране практически вытесняет из сознания зрителей всякое желание увидеть хоть какую‑нибудь внятную историю. Сценарий отходит на второй план, уступая место Заку Снайдеру и его бурной режиссерской фантазии. И ему есть где разгуляться, ведь экранизация комиксов вновь обрела популярность — фанаты с нетерпением ждут новых киновоплощений своих любимых героев, а кинематографическая вселенная Marvel всегда готова принять в свой и без того широкий фан-клуб новых любителей Лиги Справедливости.
И все же история Супермена всегда будет стоять особняком. Ведь для киноманов приключения Кларка Кента, словно фруктовое мороженое — любимое лакомство, которое бывает только в детстве. А детские лакомства и увлечения вечны: им не страшны ни плохие сценарии, ни посредственные фильмы. Полюбят ли зрители снайдеровского «Человека из стали», и сможет ли британец Генри Кэвилл стать, подобно Кристоферу Риву, классическим Суперменом, покажет время. В Голливуде давно стало модным полагаться на возрождение старых франшиз, и, как правило, супергерои не подводят ни киномагнатов, ни своих преданных поклонников. Тем временем, вдохновившись успешным стартом фильма в прокате, студия Warner Bros. объявила о том, что «Человек из стали-2» выйдет на экраны уже в 2014 г.