Інтереси

фестивали

Концерты фестиваля дирижеров «Киев — 2013»: найди 10 отличий

Программа дирижерского фестиваля человеку стороннему может показаться странной. В течение двух недель несколько дирижеров с понедельника по пятницу репетируют одни и те же произведения, а потом в течение двух выходных вечеров исполняют их перед публикой. Которая, подобно неофициальному жюри, одну за другой слушает идентичные программы и сравнивает их трактовки. Из призов — лишь аплодисменты.

Чтобы оттачивать и показывать свое мастерство, дирижеру нужен оркестр, лучше — с солистом, и совсем хорошо, если в помещении с отзывчивой к нюансам акустикой. Седьмой год подряд (с перерывом на прошлогодний футбольный сезон) устроители международного дирижерского фестиваля «Киев» собирают молодых маэстро на подходящей платформе — в Национальном доме органной и камерной музыки.

Именно от дирижера зависит, как будет звучать коллектив — напряженно или комфортно, сочным тембром или же прозрачным, подобно монолитной массе или словно поток из нескольких игривых ручьев. В этом году участники форума упражняются на Ансамбле классической музыки им. Б. Лятошинского — бойцах проверенных, со стойким, нордическим характером. Музыканты, вышколенные некогда Виктором Иконником, а ныне тренируемые Игорем Андриевским, способны раскрывать один и тот же опус по‑разному. Что и требуется в итоге.

Задача же каждого нового маэстро — не просто верно прочитать ноты с незнакомым коллективом, а выразить свои идеи по поводу этого текста.

14 и 15 июня исполнялись моцартовские увертюра к «Свадьбе Фигаро» и «Пражская симфония», «Грустный вальс» Яна Сибелиуса, «Адажио» Сэмюэла Барбера, «Мелодия» Астора Пьяццоллы, бетховенская Симфония № 1 и увертюра к опере Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире». Все сочинения из несложных, однако именно на них хорошо видно, умеет ли дирижер управляться с опрятным классицизмом и выразительной театральной музыкой, не слишком ли сентиментальничает в романтике, понимает ли различия между оркестровым письмом позапрошлого и последующего веков.

На нынешнем фестивале выступают американцы Джейми Лоэб, Кэтрин О’Шонесси и Эндрю Лайон (из всех участников он  единственный уже в 2007 г. выступал в Доме органной музыки), Давид Рабинович (Швеция), Эдет Ганье (Канада), Сантьяго Пиньерос-Серрана (Перу) и Сандро Налья (Италия). 21 и 22 июня каждый из них исполнит по одной-две части растасканной на цитаты Седьмой симфонии Бетховена и сдержанной Серенады для струнных Эдварда Элгара, эпичную увертюру «Гебриды» Феликса Мендельсона, «Ноктюрн» Александра Бородина с нежным ансамблем духовых инструментов и виолончелей, а также яркий «Voyage» двукратного лауреата Grammy Джона Корильяно. В третьем, самом мощном из  бетховенских концертов для фортепиано солирует тонко детализирующий масштабные произведения Андрей Кутасевич.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама