В понедельник в парламенте возобновились дискуссии о министерстве по делам ветеранов. В конце февраля Рада проголосовала за его создание после шантажа Александра Третьякова с угрозами, что он выйдет из коалиции и доведет парламент до роспуска.
Теперь же на очередной упрек депутата назначить министра в Кабмине говорят — дайте кандидатуру. Человек у команды президента есть. Это нардеп от БПП, бывшая пресс-секретарь Порошенко Ирина Фриз. Но такой расклад не устраивает «Народный фронт».
Станет ли депутат министром и почему это министерство так важно?
18 июня вице-премьер-министр Степан Кубив во время согласительного совета заявил, что премьер Владимир Гройсман ожидает от парламентской коалиции согласованную кандидатуру на должность министра по делам ветеранов.
«Премьер-министр Украины обращается к коалиции с просьбой предоставить согласованную кандидатуру на должность министра по делам ветеранов. Верховная Рада поддержала создание министерства, которое процедурно проведет правительство, где будут заниматься проблемами участников АТО и наших ветеранов», — заявил он.
Не прошло и 5 часов как председатель комитета по вопросам ветеранов Третьяков написал свой ответ Чемберлену.
«С 27 февраля прошло почти 4 месяца, однако о выполнении постановления парламента, как и о конкретных шагах, предпринятых Правительством для создания министерства, мне как председателю Комитета Верховной Рады по делам ветеранов, ничего не известно. Более того, создание любого министерства начинается с назначения его руководителя — то есть министра. Представление его кандидатуры на рассмотрение Верховной Рады согласно ст. 114 Конституции Украины является функцией Премьер-министра. Подчеркиваю, что на сегодняшний день этого также не было сделано», — написал депутат от БПП в Facebook.
«Мне трудно понять промедление, даже бездействие Правительства и конкретно его руководителя в этом вопросе. Ведь речь идет о создании действенного и эффективного инструмента социальной защиты и интеграции в мирную жизнь людей, которые защищали и продолжают защищать Украину», — отметил он.
На 17 часов депутаты «Народного фронта» собрались на фракцию. И там их лидер Арсений Яценюк сообщил, что у президента есть кандидатура на министра. И это его бывшая пресс-секретарь Ирина Фриз.
Но, судя по следующим словам Яценюка, эта кадровая инициатива президента вряд ли найдет поддержку во второй фракции коалиции.
Так случается каждый раз, когда вопрос доходит до распределения кресел.
Когда президент хотел зимой уволить Насалика и Данилюка, Яценюк говорил на фракции примерно так: «Это же не наши министры? К нашим министров вопросов нет? Тогда пусть сами разбираются со своими прихотями».
Или, когда речь шла о назначении членов ЦИК, то лидер НФ риторически спрашивал у фракции: «Знаем ли мы, кто будет главой, кто заместителями. Почему мы должны это сейчас голосовать».
«Честно говоря, эти разговоры немного напрягают, потому что непонятно, почему они там пьют свое белое вино и не могут сказать в глаза друг другу, что нас не устраивает это и это. И давайте делать тогда так и так», — заметил как-то после фракции один из депутатов НФ.
Но поскольку ситуация в коалиции патовая, как у змеи с черепахой — если я ее сброшу, она меня укусит, если я ее укушу, она меня утопит — то все последние действия обычно заканчиваются играми на нервах. Исключением стала лишь история с отставкой министра финансов Александра Данилюка, который смог настроить против себя всех.
С министерством ветеранов так просто не будет.
По состоянию на прошлую весну, когда в отставку еще не подавали Тарас Кутовой и Юрий Стець, у Владимира Гройсмана с НФ в Кабмине было преимущество в один голос. После того как в Кабмине появились аграрный и финансовый и.о., у премьера стало еще на два голоса больше.
Приход в правительство Ирины Фриз позволил бы президенту частично восстановить свои позиции в правительстве и иметь 100% лояльного к себе человека.
«Но вряд ли есть голоса в ее поддержку в зале», — говорят в окружении президента и АП.
«Есть благосклонность президента, который предложил ей это место, но есть противодействие со стороны Авакова и Яценюка», — говорит один из депутатов БПП.
Еще один чиновник сказал изданию, что депутат сама просила об этой должности и президент не смог ей отказать.
По информации журналистов, сначала переговоры о том, чтобы занять эту должность, Александр Третьяков и Игорь Кононенко проводили с военными. Но президент решил иначе.
Есть еще один нюанс. В новое министерство отдадут значительное количество полномочий министра соцполитики Андрея Ревы, а также влияние на распределения значительного материального ресурса.
На сегодняшний день вопрос ветеранов распылен между 22 ведомствами, но главная Государственная служба ветеранов подчинена Министерству социальной политики. Служба координирует социальную защиту ветеранов, предоставляет льготы, ответственна за социальную и психологическую адаптацию ветеранов.
На конец 2017 года в Украине было более 300 тысяч участников АТО. На нужды одного участника боевых действий Украина выделяет немного больше 10,5 тысяч гривен.
Острее всего стоит вопрос жилья.
В 2018 году на обеспечение жильем участников АТО запланирована сумма в 329 млн грн, которая обеспечит компенсацию за жилье 452 лицам. При этом нуждающихся в улучшении жилищных условий 31 тысяча.
Строительством занимаются МВД, СБУ и другие ведомства, что приводит к распылению средств. Так же есть большие претензии к использованию денег на реабилитацию ветеранов.
В конце апреля военный прокурор Анатолий Матиос устроил выволочку министерству за то, что у них до сих пор нет программы по оказанию психологической помощи.
«Военные прокуроры установили, что централизованные мероприятия по психологической реабилитации участников АТО в Украине в 2018 году не осуществляются вообще, поскольку Министерство социальной политики Украины до настоящего времени то ли не смогло или не захотело принять ряд нормативных документов, без которых заключить договора о предоставлении услуг по реабилитации участников АТО просто невозможно», - заявил Матиос.
Еще через несколько дней он обнародовал ответ на запрос о том, что неосвоенные на реабилитацию военных средства были направлены чиновниками на оплату «стелек ортопедических для профилактики инвалидности».
Но это не главное. На нужды ветеранов должны пойти 7 млрд. из средств, «конфискованных у Януковича и его окружения». Они еще не распределены Верховной Радой. И конечно, этот куш хотят сорвать многие.