Кого только не приручало человечество — свиней и собак, оленей и слонов, овец и верблюдов, лам и кур, коров и кошек...
Но ни одно животное не смогло так повлиять на цивилизацию, как лошадь. Естественно, там, где она была. По некоторым данным, месоамериканские цивилизации проиграли в конкуренции Старому Свету по энергетическим и логистическим причинам. Использовать в строительстве и сельском хозяйстве майя или ольмеки могли только двуногих. И для распространения информации — тоже. Поэтому идея с полуострова Юкатан до предгорий Анд добиралась долго. А по степям Евразии конские копыта живенько доставляли и товары, и технологии из Китая в Средиземноморье. Именно лошадь была движущей силой многочисленных переселений народов: скифы, сарматы, гунны, монголы и венгры приезжали в Европу на лошадях. Большинство прирученных животных не смогли выйти из узкой ниши. Они были или поставщиками сырья (мяса, молока, шерсти, кож), или тягловой силой. Лошадь — универсал. Причем с точки зрения и использования, и климата. Верблюд хорош в пустыне, олень — в тундре. А кони сопровождают человека повсеместно — от жаркой Аравии до весьма прохладной Скандинавии и продуваемых ледяными ветрами Шетландских островов.
Боевые слоны — это что‑то из эпохи Македонского или Ганнибала. О боевых верблюдах писали братья Стругацкие. А лошадь впрягли в боевую колесницу, возможно, еще шумеры. Конница проявила себя как основная ударная сила на излете Античности, оставалась таковой все Средневековье, а то и до Первой мировой. Да и во Вторую мировую без копытных не обошлось. Кони таскали орудия и полевые кухни, диверсионные отряды совершали конные рейды по вражеским тылам: проходимость высокая, горючего не нужно…
А уж сколько послужила лошадь экономическому процветанию! Европейская цивилизация знала и волов, и ослов, но хлебопашествовала на лошадях вплоть до ХХ века. Конный гонец был основным средством почтовой связи что при Тутанхамоне, что при Наполеоне.
И даже промышленная революция не смогла поколебать доминирующего положения коня в экономике. Лошади таскали вагонетки в шахтах, заставляли двигаться жернова мельниц и механизмы лесопилок, и возили, возили, возили… Наступила эпоха пара, железные дороги протянулись через целые континенты — но лошади по‑прежнему трудились в полях и городах, где, кстати, и в начале ХХ века оставались основным видом транспорта. В 1913-м в России конское поголовье составляло 29 млн — примерно одна лошадь на шесть человек.
Подорвал монополию только двигатель внутреннего сгорания, породивший и автомобиль, и трактор. Но мощность ДВС до сих пор традиционно измеряют… в лошадиных силах.