За последние десять лет украинское автопроизводство уменьшилось стремительными темпами. Так, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» в мае этого года с заводов Украины вышло только 442 автотранспортных средства. Эта цифра в десять раз меньше объемов производства в мае десятилетней давности. Впрочем, и она продолжает снижаться. Ведь уже пятый месяц подряд статистику формируют только авто марки Skoda, производимые методом крупноузловой сборки на заводе «Еврокар» в Закарпатье. В мае таким образом были собрани 374 машины — это на 39 процентов меньше, чем в предыдущем месяце. А по сравнению с маем прошлого года снижение составило 43,5 процента, отмечают в «Укравтопроме».
Несмотря на тот факт, что эта статистика не содержит данных Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ), прекратившего раскрывать информацию о собственном производстве с августа 2016 года, опрошенные эксперты единогласно подтверждают — цифры адекватно отражают то непростое положение, в котором последнее десятилетие находится украинский автомобильная промышленность.
Так, руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий отмечает, что такие производители как Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), «Богдан Моторс» и КрАЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на «Еврокаре» сильно упали. «Производство, еще оставшееся сейчас в Украине, находится далеко за гранью рентабельности и сохраняется только при поддержке материнских компаний», — рассказывает Омельницкий. По его словам, положение в производстве автобусов и грузовых машин чуть менее проблемное из-за меньшей зависимости от конвейерного метода, но речь идет, все равно, о падении показателей в разы.
По словам председателя Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, сравнение с ситуацией десятилетней давности дает понимание масштабов падения украинского автопроизводства. В 2008 году украинский рынок авто достиг своего максимума, и тогда из около 623 тысяч проданных в стране новых легковушек чуть меньше двух третей было изготовлено на украинских заводах. В 2017 году, по данным AUTO-Consulting, в Украине продали чуть больше 80 тысяч авто, но за этот год было изготовлено 7296 легковушек.
Больше всего ударили по украинским производителям экономическая турбулентность 2008 года и последствия противостояния с Россией, первые из которых проявились задолго до аннексии Крыма и войны на Донбассе, отмечают эксперты. Так, по словам Омельницкого, еще в 2012 году введение Россией утилизационного сбора на авто уменьшило привлекательность украинских машин для российского рынка. «Еще тогда РФ фактически начала торговую войну против наших автомобилей», — рассказывает эксперт. По его словам, после этого последовали другие недружественные торговые меры: остановка автовозов, запрет транзита в Казахстан. После начала войны поставки в Россию окончательно прекратились, а транзитные маршруты на рынки Средней Азии и Кавказа были перекрыты.
Впрочем, не меньшие проблемы ждали производителей и на внутреннем рынке. Прекращение кредитования физических лиц после финансового кризиса 2008 года нанесло сокрушительный удар по покупательной способности украинцев, потерявших таким образом возможность массово покупать новые автомобили, рассказывает Назаренко. По его словам, это ударило именно по бюджетному сегменту, к которому ранее принадлежало большинство моделей украинского производства.
Еще одним вызовом для украинских автопроизводителей стала жесткая конкуренция с легально и нелегально импортированными западными авто. Так, десятилетия назад из-за подписания соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО) Украина была вынуждена уменьшить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10 процентов и убрать ряд преференций для отечественных производителей, рассказывает Омельницкий. А подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС заставило украинскую сторону ввести экологический стандарт Евро-5, добавляет Назаренко. «Поэтому в Украине прекратили собирать такие марки, как Geely, Chery и Daewoo, чьи двигатели не соответствовали новым требованиям», — объясняет эксперт.
Последний гвоздь в гроб отечественного автопрома забивают нелегальные схемы импорта авто с иностранной регистрацией, которые рядовые украинцы называют «евробляхами». «Если 10 лет назад на европейских номерах ездили только иностранцы, то сейчас, по некоторым оценкам, в Украину таким образом ввезено около 800 тысяч авто», — отмечает Назаренко. По его словам, такие автомобили также в основном занимают нишу бюджетных авто, окончательно вытесняя из него продукцию украинских производителей.
Омельницкий признает: проблема авто, которые производились в Украине, заключалась и в том, что, кроме «Еврокара», занимающегося сборкой Skoda, другие производители производят устаревшие модели машин. Впрочем, самостоятельно наладить производство более конкурентоспособных авто они были и не в состоянии. «Были планы создать альянсы с китайскими производителями — база и современные разработки были. Но для этого также были необходимы соответствующий рынок и условия», — добавляет эксперт.
По его словам, несмотря на распространенное мнение об украинском протекционизме в сфере импорта авто, таможенная ставка в 10 процентов не является чрезвычайной. Впрочем, даже если государство решит ввести льготное налогообложение для автопроизводителей, одних только стимулирующих шагов со стороны правительства будет недостаточно, считает Омельницкий. «Без нормального рынка, без восстановления кредитования для бизнеса и населения и общего улучшения бизнес-климата, инвестиций в производство, автомобилей в Украине не будет», — отмечает эксперт.
В хохлодрании любой вопрос - катастрофа, потому что дауны-рабы, а не народ