Бізнес

туризм

Отпуск как испытание: почему туристы стали заложниками ненадежных операторов

31743
Отпуск как испытание: почему туристы стали заложниками ненадежных операторов

Отпуск для тысяч украинцев оказался испытанием. Туристы стали заложниками споров между одним из крупнейших туроператоров страны и авиаперевозчиком и застряли в аэропортах. Столичные аэропорта «Жуляны» и «Борисполь» на несколько дней превратились в места убежища обманутых туристов. «Мы должны были вылететь в 5 утра. Потом рейс перенесли на несколько часов. Потом вообще изменили аэропорт, потом снова вернули первый. Этот беспорядок продолжался около суток. Так получилось с туристами из разных направлений — Тунис, Черногория, Албания. Все покупали путевки у одного туроператора», — жалуется Олег, направлявшийся в Черногорию. Вместе с тем, несколько сотен украинских туристов застряли в аэропортах Грузии и Туниса в ожидании возвращения домой. 3 июля последние три сотни пострадавших из-за скандала вернулись в Украину, а министерство инфраструктуры начало срочную проверку турагентов, туроператоров и авиаперевозчиков.

Авиакомпания отказалась от рейсов

Основной причиной кризисной ситуации стал отказ авиакомпании BravoAirways осуществлять перелеты. Как 3 июля пояснил представитель авиакомпании Bravo Airways Игорь Логвиненко, они не получили денежный транш от туроператора Oasis (который отправил туристов в Тунис — Ред.) за предоставление услуг, а долг перед перевозчиком в июне составил 25 млн. гривен. В то же время туроператоры, в частности Oasis, убеждают, что все счета были оплачены и виновником ситуации является именно авиаперевозчик. В Oasis обвиняют BravoAirways в низком техническом состоянии многих самолетов, что привело к систематическим задержек рейсов и аварийным посадкам, а также к задолженности перед аэропортами, в частности в Тунисе.

Пока дискуссии между авиаперевозчиком и туроператором продолжались, количество украинских туристов, ставших заложниками аэропортов, стремительно росло. Люди жаловались через социальные сети, были вынуждены несколько суток ждать рейсы в зоне прилета без пищи, отели не предоставлялись вовремя, а горячие линии ни авиаперевозчика, ни туроператора не отвечали. «Это был ужас и безысходность. Мы не имели никакой информации. Среди тех, кто ждал, было много детей и больных людей», — рассказывает Елена о своем отдыхе в Батуми.

Туристы угрожают судом

Хотя авиакомпания и туроператор убеждают, что возместят всем пострадавшим убытки, многие из возмущенных отдыхающих, вернувшихся домой, планируют объединяться и подавать коллективные иски в суд. Например, Ольга Кривотько из Львова: «Факт остается фактом — над людьми просто издеваются, зарабатывая на них деньги. Это касается и туроператоров, и их агентов, и авиакомпаний. Все факты я буду подавать в суд», — заявила женщина. Обращаться в суд украинцев призывают также и в министерстве иностранных дел. «Пока не будет коллективных исков от обманутых туристов, регуляция свободного туристического рынка в Украине не произойдет», — заявили в ведомстве.

Впрочем, эксперты полагают, что отсудить свое будет не так то и просто.

«МИД рекомендует подавать иски против туроператоров в связи с задержкой рейсов. В переводе на простой язык, это обозначает, — идите ***, уважаемые пассажиры. Потому что:
⁃ подготовка и подача иска в суд — это 2-5 дней;
⁃ с учётом реалий прошедшей судебной реформы и нагрузки в судах, судебный процесс в первой инстанции — это 3-6 месяцев, после чего решение не вступит в силу;
⁃ в случае победы, время на подачу туроператором апелляционной жалобы — 1 месяц;
⁃ рассмотрение судом апелляционной инстанции — 3-6 месяцев;
⁃ исполнение судебного решения органами юстиции — как правило, никогда.
Таким образом, судебные процессы заберут минимум 6-15 месяцев борьбы и затраты на юристов, а деньги пассажиры не получат никогда», — считает известный юрист Андрей Портнов.

После того, как министерство инфраструктуры вмешалось в ситуацию, острую фазу кризиса преодолели за несколько дней. По словам министра Владимира Омеляна удалось убедить авиаперевозчика Bravo Airways вернуть всех туристов домой — компания осуществила девять «гуманитарных» рейсов из Туниса в Украине за свой счет.

Рынок растет, качество услуг — нет

В то же время эксперты в сфере авиаперевозок указывают на еще одну причину кризисной ситуации на рынке. По официальным данным, за последние два года рынок туристических услуг чартерных авиаперевозок вырос вдвое. Это, по мнению экспертов, стимулировало недобросовестные компании в погоне за заработком пренебрегать ответственностью. Так бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что украинские компании ради экономии часто используют изношенную технику. Это, по его словам, становится причиной длительных задержек и отмены рейсов.

Подобного мнения придерживается и заместитель министра экономического развития Михаил Титарчук.

«Проблема, которая остро возникла в этом летнем сезоне напрямую связана с увеличением количества желающих отдохнуть, в разы превысившее объем пассажиромест, которые фактически могут предоставить авиаперевозчики чартерных рейсов, и постоянным демпингированием цен на туры», — написал Титарчук в Facebook.

В Государственной авиаслужбе заявили, что в течение следующих двух недель проведут проверку авиакомпаний и нерегулярных перевозчиков с требованием ограничить использование самолетов, которым более 20 лет. А в министерстве инфраструктуры пообещали, что скандал между Bravo Airways и Oasis станет предметом судебного разбирательства. Также в министерстве заверили, что составят рейтинг авиаперевозчиков и туроператоров, который обязуются обновлять ежемесячно.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама