По итогам 2012 фискального года, который закончился 30 июня 2013 г., самой успешной компанией в сфере ритейла вновь оказался многолетний лидер индустрии Wal-Mart, объем годового оборота которого ($ 469,2 млрд) более чем в 4,5 раза превысил показатель ближайших преследователей. Таковы результаты 17‑го ежегодного отчета «Глобальные силы ритейла 2014», подготовленного международной аудиторской компанией Deloitte совместно с STORES Media, которая является печатным органом крупнейшей в мире ассоциации компаний-ритейлеров — National Retail Federation.
Главная задача экспертов — анализ финансовых показателей самых успешных компаний в сфере розничной торговли по прошествии отчетного периода. Конечный результат исследования — создание рейтинга топ-250 ритейлеров мира. Главным критерием отбора является объем годовой выручки компании.
В 2012 финансовом году 250 самых успешных ритейлеров выручили $ 4,29 трлн, что на 4,2 % больше по сравнению с предыдущим фискальным годом. Тройку лидеров рейтинга дополнили британская компания Tesco ($ 101,3 млрд) и американская Costco ($ 99,1 млрд), которым удалось оттеснить французскую Carrefour ($ 98,8 млрд) на четвертую позицию. А самое большое падение в первой десятке глобального списка продемонстрировал хорошо известный украинскому потребителю немецкий ритейлер METRO, за год опустившийся с четвертой на седьмую строчку и попутно снизивший годовой оборот на $ 7,1 млрд ($ 85,8 млрд в 2012 против $ 92,9 млрд в 2011).
Согласно данным отчета, за прошлый финансовый год каждая компания рейтинга в среднем выручила $ 17,2 млрд, а минимальный показатель для включения в рейтинг составил $ 3,8 млрд. Каждый ритейлер осуществлял свою деятельность в среднем в десяти странах. А на долю зарубежных операций, которые характерны для большинства (63,2 %) компаний рейтинга, пришлась четверть (24,3 %) совокупной выручки 250 самых успешных ритейлеров мира.
Среди компаний, представленных в рейтинге, львиная доля (69,6%) была основана в североамериканских и европейских странах. На этих же ритейлеров пришлось четыре пятых (82,2 %) совокупной выручки. Более половины (54,8 %) розничных компаний ориентированы на реализацию товаров широкого потребления, которая в прошлом финансовом году принесла им 68,3 % вырученных средств. Большой популярностью в мире розничной торговли пользуются хозяйственные товары и товары для отдыха, а также модная продукция, на которые делают ставку 20,8 % и 16,8 % торговцев соответственно.
Продажа этих видов продукции принесла компаниям почти четвертую часть (23,7 %) суммарного оборота.
Традиционной частью исследования также является определение наиболее динамично развивающихся ритейлеров последних пяти финансовых лет, продемонстрировавших наивысшие совокупные темпы роста годовой выручки. Так, самым прогрессирующим профучастником (40,7 %) оказалась нидерландская сеть супермаркетов Jumbo. В пятерку вошли и всемирно известные игроки рынка розничной торговли Apple (35,5 %) и Amazon.com (32,3 %).