Facebook-страница премьер-министра Владимира Гройсмана изобилует победами и успехами. Открытие заводов, строительство дорог, борьба с контрабандой и помощь для малого бизнеса — глава правительства регулярно продуцируют положительные новости.
С недавнего времени на странице Гройсмана в соцсетях чаще стали появляться фермеры и цифра 6,3 млрд. гривен. Именно такую сумму правительство предусмотрело в бюджете для поддержки аграрных производителей в 2018 году, о чем премьер постоянно вспоминает, посещая фермерские хозяйства.
«Уже десятки тысяч фермеров обратились за государственной поддержкой. И мы поощряем к этому и других аграриев. На поддержку отрасли в 2018-м выделили 6, млрд. грн. На этой неделе посетил современное фермерское хозяйство, которое развивается и планирует участвовать в наших программах», — отмечает премьер в одном из последних постов.
Однако, не все так однозначно. Посещает Гройсман преимущественно небольшие предприятия, а бюджетные средства попадают в агрохолдинги, которые принадлежат известным украинским миллиардерам. А вот фермеры, которые время от времени появляются на странице премьера и которых он упоминает в контексте государственной поддержки, выбирают средства слабо. Так, за первое полугодие 2018 аграрные производители освоили лишь около 10% из предусмотренных 6,3 млрд. грн.
Как так произошло и почему миллиарды гривен, перечисленных украинцами в бюджет, оказываются в руках владельцев агрохолдингов?
Одним из главных сюрпризов государственной поддержки АПК в 2018 году стало внесение в программу компенсации стоимости сельхозтехники зерновозов. Депутаты поддержали эту правку во время голосования закона о «едином окне на таможне». Хотя зерновозы в окна не влезают в Верховной Раде возможно все.
Дефицит вагонов в пиковые периоды отгрузок зерна — тема не новая, но получать государственные средства на их покупку до сих пор не удавалось никому. Участники рынка говорят, что компенсацию на зерновозы отечественного производства пролоббировал владелец агрохолдинга «Кернел» Андрей Веревский.
«К сожалению, „Укрзализныця“ не может обеспечить бесперебойную работу подвижного состава для перевозки зерна, особенно на фоне роста объемов урожая. Для аграриев своевременные отгрузки товара с элеваторов не менее важны, чем сама технология производства. Четкая логистика непосредственно влияет на себестоимость и прибыльность бизнеса », - отметили в пресс-службе компании.
В декабря 2017 года холдинг договорился о строительстве 500 вагонов за 25 млн долл.
«Принимая решение по этой инвестиции, компания не рассчитывала на получение государственных дотаций. Почти все производители Украины сталкиваются с проблемами подвижного состава. Законодательные изменения, предусматривающие частичную компенсацию расходов на приобретение вагонов, считаем правильными. Воспользоваться программой могут все аграрии», — добавили в компании.
Деньги на зерновозы — интересная новелла в правительственной философии поддержки фермерства. Премьер Владимир Гройсман отмечал, что средства налогоплательщиков должны помогать малым и средним производителям. Однако эта категория зерновозы не покупает. Для перевозки зерна аграрный производитель должен купить не один вагон, а подвижной состав. Он также должен иметь элеватор, на котором хранится зерно. Малый фермер не будет покупать один вагон, чтобы возить свое зерно в порт.
«Если закон о „едином окне“ на таможне подпишет президент, тогда благодаря зерновозам у нас начнет быстро выполняться программа компенсации стоимости отечественной сельхозтехники. Опять деньги государства отдали олигархам», — отмечает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов.
Одним из первых открестилась от желания получить государственные деньги на зерновозы компания «Нибулон» Алексея Вадатурского.
«Нибулон» не планировала и не планирует в будущем покупать вагоны, поскольку считает, что проблема — не в количестве вагонов, а в их эффективном использовании. Тем более, «Нибулон» не лоббировала эту законотворческую инициативу «, - говорится в сообщении отечественного зернотрейдера.
Согласно заявлению «Нибулона», компании, которые воспользуются дотациями на строительство вагонов, получат дополнительные доходы за счет государства. Кроме того, определенные предприятия благодаря этому могут стать монополистами и начнут все активнее контролировать рынок железнодорожных перевозок.
Основным акцентом государственной поддержки 2018 года в речах Гройсмана стало выделение малым фермерам помощи из бюджета в размере 1 млрд грн.
«Из фермерского миллиарда средства фактически не используются. У малых фермеров нет финансовой отчетности, поэтому они не могут воспользоваться кредитными ресурсами. Банки не работают с хозяйствами меньше 500 га», — объясняет председатель ассоциации «Аграрный союз Украины» Геннадий Новиков.
Председатель Союза украинского крестьянства Иван Томич считает, что стратегическая цель программы не достигнута, а некоторые ее направления вообще не работали.
«Мы хотели в 2018 году увеличить количество семейных ферм (до 100 га), до 70 тыс. Исходя из миссии, которую мы ставили, программа государственной поддержки буксует. Существенное увеличение количества фермерских хозяйств в этом году нереально. Сейчас их около 35 тыс», — сказал он.
В программе поддержки фермерства была предусмотрена частичная компенсация стоимости семян отечественной селекции, однако в первом полугодии она не работала. Эксперты рассчитывают на возможность освоения средств под посев озимых.
Мало заявок поступило и по другим направлениям. Речь идет о частичной компенсации расходов, связанных с предоставленными сельскохозяйственными совещательными услугами, поддержкой аграрных кооперативов и удешевлением кредитов. Наиболее эффективно работает направление удешевления отечественной сельхозтехники.
«Программы слишком сложные», — говорит Томич. По его словам, руководители семейных ферм часто являются бухгалтерами, агрономами, механизаторами, экономистами, поэтому им сложно оформлять документацию для получения государственной поддержки.
«В Украине есть хозяйства, которые не доверяют государственной власти. Они боятся ее и не планируют получать государственную поддержку — даже при условии, что это будет приносить им экономическую выгоду», — отмечает эксперт.
Ключевой вопрос в распределении государственной поддержки — сколько получит агрохолдинг МХП Юрия Косюка.
В компании сообщили, что в 2018 году холдинг будет подавать документы на финансирование по программам финансирования содержания коров, частичного возмещения стоимости закупленных племенных животных и частичного возмещения стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм.
МХП уже получил часть суммы бюджетной дотации за содержание коров. Средства еще не потратили. Также МХП подал документы на частичную компенсацию стоимости отечественной техники.
Подсчитать, сколько МХП получит средств из бюджета в целом, пока невозможно, поскольку по некоторым программам еще поступают заявки. Однако известно, что МХП продолжает строительство крупнейшего в Украине птицекомплекса в Винницкой области, который тоже может принять участие в программе государственной компенсации.
Наиболее успешно сработала поддержка содержания коров. За первое полугодие из 500 млн грн выделено почти 260 млн грн. Дотацию получили 1198 предприятий, которые содержат 345,6 тыс голов. По данным Минагрополитики, это около 74% всего имеющегося поголовья.
Довольны и садоводы государственной поддержкой новых насаждений.
«Все хозяйства, которые заложили новые насаждения, подали полный пакет документов и получили поддержку, которую они просили в пределах установленных нормативов. Всего поддержку получили 56 производителей на общую сумму около 72 млн грн, однако заявок значительно больше», — комментирует председатель ассоциации «Укрсадпром» Дмитрий Крошка.
По другим программам статистика неутешительна. Так, личные крестьянские хозяйства, которые содержат коров, освоили лишь 6,7 млн грн из запланированных 700 млн грн. Не осуществлялись выплаты и по программе компенсации стоимости животноводческих ферм.
«Для получения поддержки нужно подготовить документы, разработать проекты, техническую документацию, а это делается не за один день. Хотя первые результаты есть: по программе компенсации стоимости строительства с помощью кредитов (25%) через Прокредитбанк компенсировано 547 тыс грн», — отмечает эксперт ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Олег Нестеров.
Ускорение выделения средств следует ожидать во втором полугодии. Председатель ОО «Украинское общество экономических свобод» Марьян Заблоцкий считает, что с точки зрения выполнения бюджета низкий уровень освоения госпрограмм — это нормальный процесс. Он предполагает, что до конца года будут потрачены не все суммы.