У Европы в ближайшие годы есть все шансы стать самым быстрорастущим рынком сбыта для сжиженного природного газа (СПГ). Но не по своей воле.
По итогам недавних торговых переговоров президента США Дональда Трампа с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером было заявлено об усилении сотрудничества в сфере энергетики. Это выражается в том, что Старый Свет будет закупать больше американского СПГ и строить больше терминалов для его приемки регазификации.
«ЕС будет строить больше терминалов для импорта СПГ из США. Это также станет сигналом для остальных», — пообещал после встречи в Вашингтоне Юнкер.
ЕС «хочет импортировать больше СПГ у Соединенных Штатов», заявил Трамп. «Они станут очень, очень крупным покупателем, и мы собираемся облегчить для них этот процесс...Они смогут диверсифицировать свои поставки энергоресурсов, чего они очень сильно хотят сделать, а у нас СПГ в изобилии», — подчеркнул президент США.
У ЕС крайне сложное положение. Трамп уже втянул их в торговую войну, заставив обменяться дополнительными пошлинами.
Это плохая новость для российского «Газпрома», который является крупнейшим зарубежным поставщиком газа в ЕС, занимая около трети всего рынка. И именно с российским трубопроводным газом будет конкурировать американский СПГ.
Приемные терминалы СПГ в Европе начали активно возводиться еще с 1970-х годов, в настоящее время в регионе действует порядка 167 млн т СПГ-мощностей. При этом основные объемы вводились с расчетом на логистические преимущества для прибрежных западноевропейских стран.
Но терминалы СПГ никогда не работали на полную мощность. На фоне изменения ценовой конъюнктуры доля «утилизации» соответствующей инфраструктуры в Европе постепенно снижалась. Так, в 2014 г. она составляла всего лишь 30% по сравнению с 43% в 2010 г.
В последние же годы конкурентоспособность СПГ улучшилась, так как его ценообразование преимущественно определяется ценой нефти. В результате увеличилась и доля утилизации мощностей по приему СПГ в Европе до 35% в 2017 году.
Аналиики считают, что потенциал для роста у этого рынка очень большой. Спрос на сжиженный природный газ в Европе активно усиливается. Через 10 лет Европа может стать главным потребителем СПГ и обогнать Китай, увеличив долю рынка с 14% до 18%, поэтому конкуренция за этот рынок между США, Россией и Катаром будет только расти.
По оценкам европейских энергетических компаний, к 2035 году ЕС может потребоваться дополнительно 107 млрд кубометров газа в год.
В 2017 году США впервые стали чистыми экспортерами природного газа, поставляя в пересчете на год в среднем по 0,4 млрд кубических футов в день. По прогнозам Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), экспорт СПГ в 2018 году в среднем составит 3 млрд кубических футов в день, в 2019 году — 4,8 млрд. В дальнейшем эта цифра продолжит увеличиваться.
По мнению EIA, к 2020 году Соединенные Штаты станут третьим по величине экспортером СПГ после Австралии и Катара.
Основную конкуренцию американскому СПГ по-прежнему составляет российский трубопроводный газ. Новые газотранспортные проекты со стороны РФ обостряют конкурентную борьбу за европейский рынок. Так, на встрече с Владимиром Путиным Дональд Трамп открыто заявил, что американский СПГ будет конкурировать с «Северным потоком-2», а позже в Госдепартаменте подтвердили, что выступают против проекта.
«Фирмы, задействованные в проекте российского энергетического трубопровода, вовлекаются в экономическую активность, которая несет серьезный риск санкций – это касается и «Северного потока — 2» и, конечно, «Турецкого потока», — заявил заместитель госсекретаря США по вопросам энергетических ресурсов Фрэнсис Феннон.
Пока российским экспортерам, поставляющим трубопроводный газ в Европу, паниковать не стоит, потому что стоимость американского СПГ почти в два раза выше, чем у российского. Однако с развитием технологии этот спред может сузиться.
По ценовым параметрам США также выгоднее продавать свой СПГ на азиатские рынки, в частности в Китай. Об этом свидетельствует даже тот факт, что Соединенные Штаты сами периодически сами закупают СПГ по другую сторону Атлантики, в том числе и привезенный в ЕС с российского Ямала.
В то же время крупные инвестиции в СПГ сделали компании Cheniere, Tellurian и NextDecade, которые могут получить наибольшую выгоду от новых соглашений. Проекты Cheniere принесут прибыль уже в этом году. Также позитивный импульс может получить компания Dominion Energy, которая недавно запустила экспортные мощности в Мэриленде. Потенциальный экспорт в Европу может увеличить темпы роста выручки Dominion Energy в два раза — с 3% до 6%.
Российские власти пока вполне оптимистичны. В середине июля министр энергетики РФ Александр Новак отмечал, что через 10 лет поставки российского газа в Европу вырастут на 10–15%. Но если договоренности Юнкера и Трампа останутся не только на словах, то все предполагаемое расширение спроса достанется американцам, и доля «Газпрома» существенно сократится.