Выход из фракции «Батьківщина» Анатолия Гриценко вряд ли существенно отразится на электоральной поддержке политсилы. Личный рейтинг политика находится в районе статистической погрешности, и неудивительно, что его демарш вызвал разве что улыбки в окружении Арсения Яценюка. Тем не менее произошедшее вчера весьма примечательно. Уход Гриценко стал еще одним подтверждением кризиса в «Батьківщині», который не по силам разрешить ее нынешнему руководству.
Об отсутствии единства во фракции, низком авторитете Яценюка среди избирателей, а также падении популярности Юлии Тимошенко экспертам было известно давно. Но эти и другие проблемы политсилы для всей страны обнажил Майдан, на котором лидеры партии так и не смогли предложить соотечественникам новых смыслов.
Самым серьезным ударом по «Батьківщині» стала судьба Юлии Тимошенко. Сначала ее «сдал» Запад, в последние недели «торгов» открыто признав несущественность «вопроса Тимошенко» для евроинтеграции. Затем от нее отрекся Майдан, отказываясь кричать: «Юле — волю!», — и наконец, Тимошенко «сдал» Путин, показав, что Россия считает нынешнюю власть единственным договороспособным партнером в Украине.
По итогам Майдана Юлия Тимошенко выпала из серьезных раскладов. И уже как крик отчаяния прозвучало заявление ее адвоката Сергея Власенко о том, что Петр Порошенко запретил упоминать в эфире 5‑го канала имя Тимошенко. Вряд ли олигарх действительно отдавал такой приказ. Ведь и без него у журналистов практически не осталось поводов вспоминать пациентку харьковской больницы.
Тимошенко из бренда, который помог Яценюку провести в парламент своих людей, превратилась в чемодан без ручки, который тяжело нести и нельзя бросить. Но по большому счету не фактор Тимошенко виной тому, что Арсений Яценюк проиграл оппозиционное электоральное поле Виталию Кличко. Вся партия сейчас превратилась в чемодан без ручки.
Проблемы «Батьківщини» были заложены еще в конце предыдущего десятилетия, когда был взят курс на превращение ее в национал-демократическую политсилу. Типичную для конца 90‑х олигархическую партию «для всех» одели в вышиванки и заставили говорить по‑украински. Эксперимент удался — партия обрела идеологическую основу, но одновременно загнала себя в узкую электоральную нишу, где вынуждена бороться за голоса с многочисленными маргиналами.
Не став хотя бы отчасти «своей» для жителей юго-востока страны, «Батьківщина» обречена на роль младшего партнера в будущем предвыборном раскладе. При этом у Арсения Яценюка и его окружения остается не так много ресурсов для того, чтобы торговаться за почетные условия сдачи. Последний козырь, который еще остался на руках у лидеров «Батьківщини», — фракция в парламенте. Но и его вес будет только уменьшаться. Ведь Анатолий Гриценко явно не последний, кто сбежит с тонущего корабля.