Бізнес

обзор

Десять лет Airbnb: успех, проблемы и их преодоление

37669
Десять лет Airbnb: успех, проблемы и их преодоление

Учредители Airbnb перевернули туристическую отрасль вверх дном, предложив идею пожить во время путешествия в жилье, принадлежащем местным. Популярному сервису исполняется 10 лет.

Все началось с надувных матрасов и того факта, что в 2007 году в Сан-Франциско все гостиницы были переполнены из-за конференции, которая как раз проходила в городе. И тогда трем местным студентам в голову пришла идея предложить гостям города крышу над головой и надувные кровати. Инициатива получила название AirBed & Breakfast (в переводе с английского — «надувная кровать и завтрак»).

Это предложение нашло своих клиентов, и так родилась бизнес-идея: почему бы не сдавать в аренду комнату или все жилье людям, которые хотят остановиться где-то на несколько дней? Все, что оставалось сделать, — это свести вместе гостей и собственников помещений. И тогда три студента — Брайан Чески, Джо Геббия и Нейтан Блечарзик — создали интернет-сайт и представили миру свою идею. Это произошло 11 августа 2008 года. В тот день пользователям предлагали только 16 вариантов жилья.

В 2009 году портал получил название, которое сейчас знакомо практически каждому путнику во всем мире: Airbnb. Через онлайн-платформу забронировали жилье уже около 300 млн пользователей, а в целом она предлагает около пяти миллионов квартир в двухсот странах мира. В 2017 году рыночная стоимость компании оценивалась в 31 млрд. долларов США.

Цифры говорят сами за себя: туристы любят Airbnb. На сайте они могут подобрать жилье на любой вкус и бюджет. К тому же такое жилье предлагает гостям местный колорит, который гостиницы предложить не в состоянии. Жилье через Airbnb сейчас бронирует больше туристов, чем через пять крупнейших гостиничных сетей. И отельеры очень недовольны таким положением вещей — онлайн-платформа отбирает у них клиентов, получает значительные прибыли и при этом обходит требования по уплате налогов, применяемых к гостиничному бизнесу. Но настоящие проблемы для Airbnb создает другое.

Успех приносит проблемы

Громче всего критика звучит из тех городов, где Airbnb имеет наибольший успех — Париж, Лондон, Пальма-де-Майорка, Барселона, Берлин и Амстердам. Все эти города являются объектами массового туризма. И все они разделяют мнение, что Airbnb только усложняет и без того непростую ситуацию на рынке аренды жилья. Ведь преобразование жилой площади в помещения, сдаваемые туристам, поднимает стоимость аренды в этих городах. Поэтому в Барселоне и Пальма-де-Майорке местные жители уже выходили на акции протеста.

Владельцы жилья могут заработать больше денег, если они будут сдавать его туристам, а не местным жителям на долговременной основе. В результате местным жителям становится все труднее найти себе жилье, поэтому они вынуждены уезжать из городов. Критики утверждают, что Airbnb последовательно разрушает особый шарм той местности, где он предлагает жилье. Сам портал другого мнения — по словам соучредителя Airbnb Нейтана Блечарзика, 75 процентов предлагаемого сайтом жилья находится вне районов, где расположены отели. А это положительно влияет на местную экономику. «Гости в этих местностях ходят в рестораны и кафе, которые расположены рядом, и покупают вещи в местных магазинах», — убеждает член правления компании.

Эти положительные эффекты существуют, впрочем, они не улучшают ситуацию с арендованным жильем. Поэтому местные общины вынуждены принимать меры.

Airbnb — под давлением

Барселона, которая является одним из самых посещаемых городов в Европе, прибегла к решительным шагам. В 2016 году городские власти пригрозила наложить штраф на Airbnb в размере 600 тысяч евро за то, что сервис позволяет рекламировать апартаменты тем владельцам, которые не имеют соответствующего разрешения на сдачу жилья в аренду. Судебная война продолжалась в течение года и в 2017-м был достигнут компромисс. Airbnb удалось избежать штрафа. Взамен компания заверила, что с ее сайта будут убраны все апартаменты, владельцы которых не имеют соответствующих разрешений.

Другие города, как и Барселона, также пытаются не дать Airbnb и подобным платформам влить на рынок жилья. В Пальма-де-Майорке с 1 июля этого года на всей территории города была запрещена краткосрочная аренда апартаментов. За последние пять лет стоимость аренды здесь выросла на 50 процентов. В других городах владельцы, которые сдают жилье через Airbnb, также столкнулись с ограничениями. Например, в Париже жители центральных районов имеют право сдавать жилье только на 120 дней в год. В Амстердаме помещение может быть сдано в аренду туристам максимум на 30 дней в год.

С 1 августа Берлин также ужесточил регулирование так называемого нецелевого использования жилых помещений. О краткосрочной сдаче в аренду апартаментов теперь необходимо заранее сообщать администрации города и получать на это соответствующее разрешение. После этого владельцам жилья дают регистрационный номер, который они обязаны указывать в их объявлениях. Это облегчает осуществление контроля. Для туристов это тоже имеет одно преимущество — таким образом они могут быстро выяснить, законно ли сдается жилье.

ЕС закручивает гайки

Airbnb также попал в поле зрения Евросоюза. В июле 2018 он потребовал от портала предоставить информацию, кто является собственниками жилья — частные или юридические лица, специализирующиеся на сдаче жилья в аренду. Это объясняется тем, что для каждой из этих категорий применяются различные нормы по защите прав потребителей. Кроме того, европейские органы, которые занимаются защитой прав потребителей, требуют от Airbnb согласовать условия использования его услуг с законодательством ЕС о правах потребителей, в частности, в части права требования компенсаций.

«Популярность не оправдывает несоблюдения правил ЕС по защите прав потребителей. Потребители должны иметь возможность легко понять, за какие услуги и сколько они должны уплатить, а также иметь справедливые условия, например, правила отмены бронирования жилья его владельцем. Я ожидаю, что Airbnb быстро найдет правильные решения », - заявила еврокомиссар по вопросам правосудия, защиты прав потребителей и гендерного равенства Вера Юрова. Airbnb есть время до конца августа на то, чтобы представить свои предложения.

У Airbnb все хорошо

Практика показывает, что Airbnb готов договариваться. В таких городах как Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфия и Ванкувер между компанией и городскими администрациями налажено взаимодействие. Кое-где онлайн-платформа блокирует собственников жилья, не имеющих необходимых разрешений. Это было сделано, например, недавно в Японии. Или же компания сотрудничает с местными властями и автоматически взимает туристический сбор — как это происходит в Вене или Дортмунде. Не все владельцы, сдающих жилье через Airbnb, декларируют свои доходы от аренды, поэтому местные власти жалуются, что сервис лишает их налоговых поступлений. В Берлине и других федеральных землях ФРГ фискальные органы намерены проверить, исправно ли владельцы жилья декларируют доходы от аренды.

Между тем Airbnb спокойно воспринимает все трудности и продолжает расширять свою империю. Крис Лихейн, отвечающий в компании за глобальную политику и внешние связи, заметил, что Airbnb ставит целью до 2028 года достичь отметки в миллиард бронирований ежегодно. Он сообщил, что компания планирует запустить универсальное приложение для туристов, который будет предоставлять информацию о совершенно всем направлениям для путешествий.

В 2017 году был запущен сервис Airbnb Experiences, с помощью которого заинтересованные пользователи могут забронировать развлечения в местах, куда они приезжают — от походов под парусом и стрит-фуд-туров до посещению концертов и курсов граффити.

Источник: DW
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама