Проект закона об ужесточении санкций против России, внесенный группой сенаторов от Республиканской и Демократической партий во главе с сенатором Линдси Грэмом, 14 августа был опубликован на сайте Конгресса США.
Документ под номером S.3336, озаглавленный «Закон об укреплении НАТО, борьбе с международной киберпреступностью и введении дополнительных санкций в отношении Российской федерации», имеет и короткую версию названия: «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля».
Законопроект был внесен в Конгресс вскоре после встречи президента США Дональда Трампа с российским президентом Владимиром Путиным в Хельсинки 16 июля и содержит как политические заявления, так и перечень конкретных мер, которые законодатели предлагают принять в ответ на действия России.
В законопроекте говорится, что Соединенные Штаты не признают аннексии Россией Крыма — по образцу Декларации 1940 года о непризнании аннексии Советским Союзом стран Балтии. Также документ запрещает администрации США предпринимать шаги, направленные на выход страны из НАТО.
В отдельных главах законопроекта на Россию возлагается ответственность за применение химического оружия (речь идет об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в британском Солсбери), за кибератаки и за вмешательство в выборы президента США в 2016 году, а также высказывается мнение, что Россия могла совершить в Сирии военные преступления.
Когда будет рассмотрен законопроект, пока неясно. Предыдущий законопроект о санкциях в отношении России был принят в прошлом году подавляющим большинством голосов в обеих палатах Конгресса.
Радио Свобода опубликовало фрагменты законопроекта:
Расширение Закона о борьбе с противниками Америки через санкции
Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в отношении
Разделы 236-237. Санкции в отношении инвестиций в энергетические проекты
Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в том случае, если лицо, зная об этом законе, инвестирует в энергетические проекты за пределами Российской Федерации, которые принадлежат российским государственными или полугосударственными компаниям, сумму, превышающую 250 млн долларов США.
Что касается собственно российских энергетических компаний, то предлагается следующее:
Санкции будут касаться лиц, которые продают, сдают в аренду или предоставляют РФ товары, услуги, технологии, финансирование на сумму более 1 млн долларов.
Подлежат запрету на поставки следующие товары и услуги:
Раздел 238 — российский государственный долг
Раздел предписывает, что через 90 дней после вступления Закона в силу президент США должен
В законе приводится следующий список:
В проекте закона подчеркивается, что под российским национальным долгом имеются в виду облигации, выпущенные российским Центральным банком, Фондом национального благосостояния и казначейством Российской Федерации.
Раздел 239 вводит аналогичные меры в отношении лиц, которые сотрудничают с россиянами, вовлеченными во враждебные по отношению к США действия в кибернетическом пространстве.
Санкции предлагается вводить в тесной координации действий с Европейским Союзом и Государственным департаментом США. Первый отчет соответствующим комитетам Конгресса о том, что именно сделано для выполнения этого закона, президент должен дать через 60 дней после вступления закона в силу.
Раздел 623 предписывает директору Национальной разведки в течение 180 дней с момента принятия закона представить Конгрессу детальный отчет о личном состоянии и активах Президента Российской Федерации Владимира Путина, включая
Раздел 701. В течение 90 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс определение, подходит ли Россия под критерии государства-спонсора терроризма.
Раздел 704. Создание объединенного национального центра реагирования, цель которого — координировать действия правительства США в ответ на гибридные угрозы США и их союзникам со стороны правительства России, такие как:
Раздел 705. Фонду противодействия российскому влиянию выделяется 250 миллионов долларов на 2020-2021 фискальные годы — чтобы помочь странам Европы и Азии защитить инфраструктуру и механизм выборов от кибератак, бороться с коррупцией и укрплять правопорядок, регаировать на гуманитарные кризисы и нестабильность, созданные вторжением или оккупацией Россией территорий в Грузии, Молдавии и Украине.
Раздел 706. Конгресс считает, что использование правительством России силы, разведопераций, кибератак, кампаний влияния, в том числе с помощью коррупции и дезинформации, являет собой явную угрозу странам Европы и Евразии.
Раздел 707. Конгресс считает, что правительство России злоупотребляет механизмами «Интерпола» в политических целях, чтобы преследовать и унижать политических оппонентов. США должны использовать свое влияние в «Интерполе», чтобы помешать таким злоупотреблениям, включая приостановку для России возможности использовать подобные механизмы.
Раздел 708. Конгресс нашел, что
В связи с этим в течение 60 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс доклад о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенные правительством России или полувоенными образованиями и контрактниками, действовавшими по его указанию в Сирии.
Раздел 709. В течение 90 дней после принятия закона, директор национальной разведслужбы в координации с госсекретарем и министром обороны должен передать в Конгресс доклад, в котором оценивается желание и способность российского правительства обеспечить вывод из Сирии иранских сил или связанных с Ираном вооруженных групп... оружие технологии и сведения, прямо или косвенно переданные российским правительством режиму Башара Асада, ливанской группировке «Хезболла», Ирану или связанным с ним силами в Сирии, которые угрожают безопасности или качественному военному превосходству Израиля.
Раздел 710. Конгресс считает, что технологические компании, в частности, социальные сети, несут ответственность за то, чтобы их платформы были свободны от дезинформации, распространяемой правительством России и других государств.