Горячий политический сезон в Киеве завершился на фоне тревожных макрофинансовых новостей. В июле украинская гривна пережила период заметного обесценения. Если 13 июля, согласно официальному курсу НБУ, за один доллар давали 26,22 гривны, то уже 13 августа эта цифра выросла на целую гривну — до 27,25.
Председатель Совета Национального банка Украины (НБУ) Богдан Данилишин даже был вынужден объяснять в Facebook причины обесценивания гривны, волны которого, по его словам, наблюдались накануне осени и в предыдущие годы, хотя и несколько позже. Банкир отметил, что свою роль сыграли несколько факторов — распространение неутешительных прогнозов относительно курса валюты и усиление спроса на иностранную валюту со стороны импортеров. Причиной последнего явления Данилишин также назвал возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) и выплаты нерезидентам по гривневым облигациям внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Все это, по его словам, является «краткосрочным факторами», а НБУ готов выходить на валютный рынок Украины с интервенциями по продаже иностранной валюты, чтобы предотвратить резкие изменения обменного курса гривны.
Правда, по данным самого НБУ, золотовалютные резервы Украины только в июле сократились почти на 230 млн долларов и, таким образом, продолжили постепенное уменьшение уже третий месяц подряд. Кроме платежей по государственному долгу в иностранной валюте, среди причин этого явления в Национальном банке Украины называют интервенции регулятора на валютном рынке. Так называемая чистая продажа валюты со стороны НБУ по итогам июля составила 64,4 миллиона долларов. По итогам августа она будет еще больше, поскольку только за первые две недели НБУ был вынужден несколько раз проводить аукционы для банков, выставляя на продажу доллары.
Опрошенные эксперты уверяют: пока колебания курса гривны и на самом деле вызваны в основном сезонными факторами и остаются в пределах нормы. Кроме погашения внутренних облигаций нерезидентам и других временных факторов, инвестиционный банкир компании Dragon Capital Сергей Фурса также вспоминает стремительное падение турецкой лиры, которое, по его словам, не могло не повлиять на соседнюю Украину. «Однако уже осенью, если не будет положительных новостей от МВФ, все может измениться», — предупреждает эксперт.
О том, что возможности украинского государства поддерживать макрофинансовую стабильность сохраняются только в краткосрочной перспективе, говорит и исполнительный директор киевского Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. По его словам, у правительства сейчас проблемы с ликвидностью — на валютных счетах осталось лишь около 0,8 миллиарда долларов, которых хватит только до середины ноября. Гривневые запасы также на рекордно низком уровне — по состоянию на 1 августа остаток на едином казначейском счете был самым низким за последние четыре года, рассказывает эксперт. «Но пока это влияет на курс гривны лишь опосредованно, за неимением стопроцентной уверенности у экономических агентов относительно возобновления сотрудничества с МВФ», — говорит Вышлинский.
Важность транша Международного валютного фонда подтверждает и заместитель председателя Стратегической группы советников по поддержке реформ в Украине Павел Кухта. По его словам, период пиковых выплат по внешним долгам, в который сейчас входит Украина, в любом случае будет иметь влияние на обменный курс национальной валюты. «Но степень этого влияния напрямую зависит от получения денег МВФ, ведь эти деньги также разблокируют получения макрофинансовой помощи от ЕС», — говорит Кухта.
По словам Кухта, в случае срыва продолжения работы с МВФ останется только один способ спасти относительную стабильность обменного курса гривны. «Но для этого придется пойти на значительное сокращение расходов государственного бюджета, например, экономить на строительстве дорог или социальных выплат», — предупреждает он. Без этого, по его мнению, гривну ждет значительное падение, которое будет крайне трудно спрогнозировать из-за непредсказуемости реакции рыночных игроков.
В то же время при условии получения транша курс гривны даже может восстановиться на своих прежних позициях, отмечает Вышлинский. «У нас достаточно хорошая конъюнктура — цены на металл и продукцию сельского хозяйства на внешних рынках сейчас высокие, а НБУ продолжает вести жесткую монетарную политику», — рассуждает эксперт. Поэтому, по его мнению, с течением времени прекращение действия сезонных факторов может склонить чашу весов обменного курса в противоположном направлении.
Относительно же перспектив сохранить сотрудничество с МВФ эксперты сохраняют оптимизм. Пока этому мешала позиция правительства относительно требования фонда повысить цены на газ для населения. Но опрошенные экономисты отмечают: по сравнению с повышением цены на газ финансовые проблемы, угрожающие Украине без транша Международного валютного фонда, гораздо страшнее. «Я не думаю, что Гройсман и его коллеги — самоубийцы», — отмечает Фурса. В подтверждение своего тезиса он отмечает: новость о планах миссии МВФ приехать в Киев уже 6 сентября показывает нам, что определенных договоренностей все же удалось достичь.