Нью-Йорк ужесточил регуляцию для службы такси Uber и ей подобных. Что это будет означать для так называемой экономики общего пользования? Корреспондент DW Анне Шведт искала ответы.
Восемь часов вечера, район Квинс в Нью-Йорке. Сикандер Сингх садится за руль черной Toyota Camry, коротко оглядывается назад и закрепляет свой смартфон. Для 23-летнего водителя службы такси Uber наступает еще один рабочий день. «Ночью нет трафика, поэтому нам это нравится, — говорит он. — Мне не хватает терпения, чтобы ездить днем в пробках».
Сингх приехал в Нью-Йорк из Пакистана пять лет назад. После неудачных попыток найти работу друг рассказал ему о Uber — мол, в этой службе можно зарабатывать более 400 долларов в день. Все, что нужно — это водительское удостоверение, получение которого стоит около тысячи долларов, что намного дешевле, чем лицензия таксиста в традиционной службе, стоимостью сотни тысяч долларов.
Сингх сдал экзамен по вождению с первого раза. Уже через считанные дни после этого он вез своих первых клиентов по Нью-Йорку, располагая арендованным автомобилем и смартфоном. Это была его первая настоящая работа в городе, и таким образом он стал частью экономики общего пользования (You economy).
Хотя эксперты предлагают различные определения You economy, ее суть заключается в том, что это схема, по которой люди сами себе создают работу. Они предоставляют в пользование другим людям свои автомобили, квартиры, технологии или возможности. Ты — сам себе начальник и получаешь оплату при поступлении заказа. То, что для многих составляет лишь дополнительный доход, оказалось единственной возможностью зарабатывать деньги для большого количества мигрантов.
Ричард Вольфф, почетный профессор Массачусетского университета в Амхерст, говорит о растущей диспропорции между влиянием компаний, с одной стороны, и работников, с другой. Он утверждает, что, хотя компании становятся все более прибыльными и экономят деньги, используя дешевую рабочую силу и автоматизацию, работники получают незаслуженно жестокое отношение.
«Работник теперь может предложить работодателю больше, чем 30 лет назад, — рассказал Вольф. — Это создает неравенство доходов и богатства, трансформируется в неравенство влияния, которое превращает реальную, защищенную прибыль и защищенные рабочие места в неопределенную, незащищенную и лишенную выгоды экономику свободного заработка или You economy, которую вы имеет сейчас ».
Вольфф говорит, что фрилансеры остаются без какого-либо социального страхования. «Это ужасно, ты один, и капиталист воспользуется тобой, когда ему это будет нужно, а когда такая необходимость отпадет — ты останешься ни с чем», — описывает неутешительную картину эксперт.
Профессор считает, что особенно молодые люди, которые были вынуждены работать в You economy, склонны рисовать приукрашенную картину реальности. «Конечно, есть поколение миллениалов, которые считают это свободой, — говорит Вольфф — Однако ирония заключается в том, что у тебя действительно есть свобода передвигаться по стране, но, к сожалению, у тебя есть и свободу умереть голодной смертью, вообще не иметь жизни, если капиталисты не найдут, как на тебе заработать».
Экономист убежден, что США приближаются к кризису, и предупреждает, что в системе много молодых людей, которые не имеют сбережений на старость. Вольфф считает, что страна еще больше погрузится в долг, поскольку такая экономика не окупится. Экономист даже предполагает, что экономике общего пользования приходит конец.
Основательница многих компаний Сьюзен Слай с этим не согласна: «Я не думаю, что You economy мертва, она жива и чувствует себя хорошо». Кажется, что статистика подтверждает ее слова. По данным опроса Harris Poll, 33 процента граждан США уже зарабатывают деньги с помощью экономики общего пользования и, по прогнозу, это число возрастет до 50 процентов за два года.
Сьюзен Слай сотрудничает с 400-ю фирмами, которые осуществляют деятельность в этом сигменте рынке. Она начала свой первый бизнес в возрасте 11 лет. «Миллениналы нуждаются в балансе работы и жизни, — говорит Слай. — Они предпочтут баланс между работой и личной жизни высоким зарплатам. Они говорят, что не хотят работать так же, как поколение перед ними. Они хотят жить по своим собственным правилам».
Слай убеждена, что миллениалы не питают иллюзий относительно того, что правительство собирается обеспечить их старость. Она указывает на то, что каждый может быстро стать предпринимателем с такими платформами, как сервисная служба Uber, служба совместного использования жилья Airbnb или YouTube. Они позволяют с небольшим капиталом начать делать то, на что потребовались бы большие средства еще пару десятилетий назад. Слай отмечает, что теперь благодаря интернету, находясь у себя дома, можно делать множество вещей.
К тому же, бизнесвумен убеждена, что более жесткая регуляция рынка, в частности ограничение количества лицензий для водителей сервисов вроде Uber в Нью-Йорк, неуместна. «Люди умеют адаптироваться. Они всегда найдут выход. И я считаю, что бизнесу нужно меньше регуляций», — говорит она.