В четверг Верховная Рада завершила третью сессию принятием не только государственного бюджета на 2014 г., но и ряда законопроектов, которые значительно расширили для власти возможность применения различных запретов в ответ на акции протестов.
В ручном режиме
Перед началом заседания оппозиционные депутаты заблокировали трибуну и президиум парламента, а также кабинет председателя парламента Владимира Рыбака. Вместо него заседание начал первый заместитель спикера Игорь Калетник. Из сектора депутатов от Партии регионов и в их окружении вице-спикер отметил, что в связи с препятствованием рассмотрению бюджета «докладывать и обсуждать бюджет в таких условиях невозможно», поэтому главный документ принимался без обсуждения. После доклада председателя комитета по вопросам бюджета Евгения Геллера (ПР) проект закона был поставлен на голосование и набрал 249 голосов.
Несмотря на то что ранее депутаты от парламентского большинства уверяли, что парламент будет рассматривать лишь бюджет, председательствующий поставил на голосование ряд других законопроектов. Оппозиционеры попытались воспрепятствовать голосованию и отобрать карточки у представителей ПР. В итоге таких действий пострадал депутат Владимир Малышев (ПР), получивший травму головы. Из-за противодействия оппозиции все последующие законы принимались депутатами путем поднятия рук. Такая процедура голосования предусмотрена регламентом в случае отсутствия технической возможности голосования при помощи электронной системы. Подсчет голосов проводился председателем Счетной комиссии Владимиром Олийныком (ПР). «Все решения будут оформлены протоколами и подписями депутатов», — сказал он во время заседания.
Удар по Майдану
Первым был проголосован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы о дополнительных мерах защиты безопасности граждан» под авторством депутатов Владимира Олийныка и Вадима Колесниченко (ПР). Он вызвал наибольшую критику со стороны оппозиции. Внесенные им изменения в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают запрет движения автомобилей в колоннах в составе более 5 транспортных средств без предварительного согласования с ГАИ условий и порядка движения. Это значительно осложнит передвижение Автомайдана.
Также парламент существенно ужесточил санкции за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций около органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, жилищ или иной собственности лиц. За такие правонарушения введен административный арест на срок до 10 суток. Участие в мирных собраниях в каске, форменной одежде или с использованием других средств маскировки для избежания идентификации личности, наличие у участников массовых акций открытого огня, пиротехнических средств влекут за собой административный арест на срок до 15 суток. Кроме того, этим законом вносятся изменения в Уголовный кодекс, которыми предусмотрено, что за публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий виновные будут наказываться ограничением свободы или лишением свободы на срок до 5 лет. Еще одним новшеством стало введение уголовной ответственности за блокирование доступа к жилью. Если такое преступление совершается группой лиц, то наказание предусматривает лишение свободы до 6 лет. Групповое нарушение общественного порядка после вступления в силу закона может караться арестом на срок до полугода или лишением свободы до 2 лет.
Принят также закон, которым введена возможность «заочного уголовного производства», регулирующий вопросы осуществления уголовного производства без участия подсудимых, уклоняющихся (как Юлия Тимошенко) от прибытия в органы предварительного расследования или в суд. Рада также приняла три закона, на которых настаивала фракция коммунистов. Документы вводят наказание за осквернение или разрушение памятников советским солдатам, партизанам, подпольщикам и публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма.
Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров считает, что принятые законодательные изменения нарушают ряд фундаментальных конституционных прав граждан и не соответствуют европейским подходам. «Речь идет о свободе — слова, информации, мирных собраний, ассоциаций, передвижения. Причем ограничения эти являются непропорциональными. Можно с уверенностью сказать: с точки зрения Европейского суда по правам человека эти ограничения фундаментальных свобод являются недопустимыми в демократическом обществе», — сказал он «Капиталу».
В Партии регионов с такой оценкой новых законопроектов не согласны. Народный депутат Владимир Мысык убежден: эти законы не нарушают права человека, поскольку приняты для безопасности граждан. «Мы равнялись на законодательство Европы и США, в которых, в частности, использование протестующими масок и щитов уголовно наказуемо», — подчеркнул он.