Несмотря на общую стагнацию авторынка в прошлом году, финансовые учреждения увеличили объем займов на приобретение машин. В 2013‑м количество проданных в кредит автомобилей выросло на 1,6 % (или на 689 шт.). В 2013 г. банки заключили с клиентами 44,03 тыс. новых контрактов, в 2012 г. — 43,3 тыс.
Ротации в десятке
На протяжении всего 2013 г. автокредиты предлагали около 50 кредитно-финансовых учреждений, однако активно кредитованием занимались чуть более десяти банков. В распоряжении «Капитала» оказалась статистика с анализом деятельности основных игроков рынка автокредитования. В 2013‑м лидером стал UniCredit Bank (Укрсоцбанк) — финучреждение профинансировало покупку 8,2 тыс. новых авто, заняв 18,5 % рынка автокредитования. Годом ранее банк занимал третью позицию с долей 14,9 %. Первый заместитель председателя правления UniCredit Bank Сергей Маноха объясняет такой результат новой стратегией банка. «Условия на рынке таковы, что ипотека сейчас не работает, потребительское кредитование мы не развиваем, остается только карточное и автокредитование. Поэтому для нас автокредитование — важный продукт, мы наладили хорошую работу с партнерами (автосалонами)», — говорит банкир.
Ставку на автокредиты сделал и Правэкс-Банк, рассказал председатель его правления Тарас Кириченко. Финучреждение показало за год максимальный в системе прирост портфеля автокредитов — это подняло его в рейтинге с 11-го на 4-е место, с долей рынка 8,7 % (+3,6 п. п.). Третьим по темпам прироста, по сравнению с 2012 г., стал Дельта Банк (+2,17 п. п.).
Правда, финучреждение имеет маленькую долю на рынке — всего 2,5 % — и занимает 14-ю позицию в рейтинге. В конце года Дельта Банк перевел активы приобретенного Астра Банка, который специализировался на автокредитовании, говорит начальник управления бизнеса автокредитования Дельта Банка Виталий Жихарцев. Уже в декабре кредиты на автомобили выдавал только Дельта Банк.
Наибольшим падением в рейтинге отличился ВТБ Банк, который за год потерял 4,3 п.п. удельного веса и опустился с 5‑го на 11 место. Комментировать ситуацию в банке отказались. Значительным сокращением автокредитования также отличились прошлогодние лидеры Креди Агриколь Банк и Идея Банк. Так, Креди Агриколь Банк за год потерял 3,5 п.п. — его доля составила 18,2 %, а Идея Банк — на 5 п.п, до 11,7 %. Вчера с председателем правления «Креди Агриколь Банк» Евгенией Чемерис связаться не удалось. Предправления Идея Банка Андрей Рязанцев объяснил потерю позиций изменением стратегии развития финучреждения. В 2014‑ом в отделениях Идея Банка клиентам будет активно предлагаться лизинговая программа финансирования покупки авто компании «Идея Лизинг».
Неавтомобильные времена
Прирост автокредитования в размере 1,6 % нельзя назвать низким. В 2013 г. продажи новых авто, по сравнению с 2012 г., упали на 7,4 % (или на 16 тыс. авто), до 201,6 тыс. шт. По данным украинских автопроизводителей, в продажах транспортных средств отмечено 10 %-е падение на легковые авто, 25 % — на коммерческие, 21 % — на автобусы. Как следствие, производство легковых автомобилей в Украине в прошлом году сократилось на треть до 45,8 тыс. единиц — рекордно низкого за последние десять лет. Ранее наихудшим годом для производителей считался 2002 г., когда заводы выпустили около 48 тыс. автомобилей.
Как говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, в Украине в последние полгода наблюдается так называемый взвешенный спрос. «Когда население считает, что лучше пока поездить на старых машинах, спрос на кредитование сильно расти не может», — подмечает Андрей Рязанцев.
Напомним, что 13 апреля 2013 г. импортные автомобили, оборудованные бензиновыми двигателями объемом от 1,0 до 2,2 л, облагаются дополнительной пошлиной в размере 6‑13 % от цены машины. А с 1 сентября был введен также утилизационный сбор на автомобили — в зависимости от модели и модификации, ставка утилизацинного сбора составляет 4,7‑30,3 тыс. грн.
С другой стороны, как говорит Андрей Рязанцев, внедрение спецпошлин даже сыграло наруку кредиторам — в спешке купить «дешевое» авто, спрос на кредиты увеличивался перед их введением. «Мы бы зафиксировали падение примерно на 10 %, если бы люди не активизировались», — говорит он.
Без пересмотра налоговой политики Олег Назаренко прогнозирует падение продаж автомобилей на 20 % в 2014 г. «В канун внедрения спецналогов диллеры старались ввезти на рынок побольше иномарок, и предлагали их клиентам на протяжении года, — говорит он. — Сейчас эти «необлагаемые» машины заканчиваются, или уже закончились. Желающих купить иномарки по новой цене, тем более в кредит, будет не много».
Задний ход
По словам участников рынка, в связи с плохой конъюктурой рынка объемы автокредитования уже в этом году сократит ряд банков. В их числе называют российские ВТБ Банк и Альфа-Банк (Украина). В частности, по словам одного из зампредов крупнейших банков, ВТБ Банк был ограничен руководством из Москвы в выборе партнеров по автокредитованию (импортеров, диллеров, страховщиков). Из-за этого финучреждению стало сложнее конкурировать. За последний год и Альфа-Банк (Украина) выбыл из десятки лидеров автокредитования. В 2014‑ом активно финансировать покупку авто будет пятерка банков-лидеров, новых игроков на рынке не ожидают. «Не все банки могут себе позволить вести этот низкомаржинальный бизнес», — говорит Виталий Жихарцев.
Банкиры не прогнозируют существенных изменений в программах автокредитования в этом году. В большинстве случаев снижение ставок по займам на авто компенсируются финучреждениям автопроизводителями и диллерами. По прогнозам Андрея Рязанцева, в этом году можна будет взять кредит сроком до 7 лет, с первым взносом 15‑20 % и ставкой на уровне 20‑24 %. Виталий Жихарцев предпогает стоимость кредитов на уровне 16‑19 % и уменьшение размера первого взноса.