В нынешнем году на украинском рынке появится свыше 120 новых и обновленных моделей иномарок. Но самые ожидаемые Chevrolet Cobalt, Citroen C4L, которые дилеры обещали вывести еще в 2013 г., украинцы не увидят. Не будет и бюджетного седана Nissan Almera, выпускаемого в России.
Дизельная лихорадка
Причины, по которым импортеры привезут к нам далеко не все желаемые модели, — введенная весной пошлина на иномарки с двигателями объемом 1‑2,2 л и узаконенный осенью утилизационный сбор, объясняет президент Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Он уточняет, что спецпошлина затронула до 80 % продаваемых у нас импортных моделей, а утилизационный сбор обернулся подорожанием всех без исключения иномарок.
Поэтому в нынешнем году будет расти доля версий с «беспошлинными» моторами до 1 л и свыше 2,2 л. Так, осенью Ford представит рестайлинговый Focus. Список «свыше 2,2» гораздо шире — например, модернизированный бизнес-седан Toyota Camry или новая Hyundai Sonata.
Малокубатурные двигатели высокой мощности выпускают лишь немногие компании, спецпошлина не распространяется на автомобили с дизельными моторами. Благодаря этому, как уже ранее писал «Капитал», спрос на дизельные легковушки начал стремительно расти в прошлом году.
Например, около 70 % бюджетных седанов Renault Logan сейчас продаются с дизелем, а кроссовер Ford Kuga только таким и поставляется теперь в Украину. Эта тенденция продолжится в 2014 г., и автодилеры это учли при формировании модельного ряда.
Например, Skoda представит рестайлинговую Skoda Yeti, появится дизельная версия Peugeot 4008 и дизельный гибрид RXH Hybrid4. Nissan намерен заинтересовать украинцев автомобилем X-Trail.
Не все автосалоны выживут
Однако среди присутствующих на рынке компаний не так много тех, которые выпускают сразу несколько моделей, вписывающихся в оставленные украинским правительством узкие рамки. Многие дилеры ставят на модернизацию уже популярных в Украине моделей автомобилей.
Ожидания импортера Hyundai на рост продаж связаны с рестайлинговыми версиями седанов Elantra и лидера продаж прошлых лет Accent, а Nissan готовит к выводу на рынок в этом году кроссоверы Qashqai, Juke и семейство Teana.
Peugeot предложит субкомпактный кроссовер 2008 и попробует привлечь внимание покупателей к обновленному 3008‑му. Главные новинки Volkswagen — новые поколения бюджетного Polo и премиального кроссовера Touareg.
120 иномарок новых и обновленных моделей появится в 2014 г., но самые ожидаемые модели украинцы так и не увидят
От Chevrolet намечена лишь одна новинка — рестайлинговый седан Malibu. Негусто с новыми предложениями и у Toyota. В начале года начнут продавать новый полноразмерный кроссовер Highlander. Марка Chery готовит дебют принципиально новых моделей E3, Arrizo 7 и Tiggo 5, но ни у одной из них нет в активе дизельного мотора.
Отметим, главным событием в премиум-сегменте станет намеченный на апрель официальный выход марки Acura, которая будет конкурировать с двумя японскими люкс-брендами Lexus и Infiniti. Первыми в бой за украинского покупателя ринутся кроссоверы RDX и MDX (оба — с бензиновыми моторами V6 объемом 3,5 л).
Компании-импортеры будут искать и другой выход из сложившейся ситуации. По мнению Назаренко, есть два пути: снижение заводом-производителем отпускных цен или, что более вероятно, уменьшение дилерской маржи.
Он уверен, что не все дилеры смогут выжить в нынешних реалиях. С апреля прошлого года, после того как ввели спецпошлину, в стране закрылось 42 автосалона, подтвердил эксперт.
Иномарки отказываются от нижнего ценового сегмента
По словам президента ассоциации «Укравтопром» Михаила Резника, нынешний год кардинально не изменит расстановку сил между отечественными производителями и импортерами. Украинские автозаводы смогут упрочить свои позиции лишь при условии запуска новых моделей — пока к этому ближе всего КрАСЗ и «Богдан», причем последний будет расширять начатое сотрудничество с компанией JAC.
В планах на этот год — увеличение локализации J5 до 51 % и запуск кроссовера JAC S5. А на КрАСЗ должны запустить в производство компактный кроссовер SC7. Не исключено, что такими новостями порадует и ЗАЗ, ведь в прошлом году завод вел переговоры с концерном General Motors о локализации одной из моделей Chevrolet.
Как бы там ни было, в 2014 г. автомобили отечественной сборки продолжат доминировать в нижнем ценовом диапазоне (в первую очередь это класс B и в меньшей степени класс C), а иномарки — в среднем и верхнем.
Главные надежды украинских автозаводов связаны с принятой в январе концепцией программы развития легкового автомобилестроения до 2020 г. Резник уверен, что предложенные авторами документа меры помогут нашим предприятиям в ближайшие восемь лет нарастить выпуск автомобилей до внушительной отметки — 750 тыс. единиц в год.
Топ-10 новинок украинского рынка 2014 года, претендующие на наибольшие объемы продаж: