В конце прошлой недели один из крупнейших авиаперевозчиков мира Emirates начал полеты в Украину. Ежедневно в аэропорту «Борисполь» будут осуществляться рейсы из Киева в Дубай на самолетах Airbus A340–500 в трехклассовой компоновке (первый, бизнес- и экономкласс), рассказали в компании.
Как сообщил «Капиталу» исполнительный вице-президент и коммерческий директор Emirates Тьерри Антинори, авиакомпания планирует перевезти на этом направлении примерно 140 тыс. пассажиров в 2014 г. «Эти объемы рассчитаны исходя из роста авиационного рынка Украины, запросов туроператоров и других структур», — подтвердил он.
Первый пострадавший
В 2013 г. пассажиропоток через «Борисполь» по направлению Киев — Дубай увеличился по сравнению с предыдущим годом на 19,7 % — до 238 200 человек, сообщает пресс-служба аэропорта.
Дважды в день по этому направлению из аэропорта совершает рейсы авиакомпания «Международные авиалинии Украины», ежедневно — Emirates и flydubai, раз в неделю — Windrose.
От выхода Emirates на направление Киев — Дубай пострадает МАУ, прогнозирует директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий, ведь украинская авиакомпания развивает транзитные перевозки через аэропорт Дубай. Emirates также работает в этом сегменте, но с намного большей картой разлета и гораздо лучшим уровнем сервиса.
МАУ осуществляет сейчас в основном два вида перевозок пассажиров — бизнес-полеты и чартерные рейсы туроператоров.
238 200 пассажиров вылетели в 2013 году из «Борисполя» в Дубай
По прогнозу Ланецкого, все клиенты бизнес-класса могут перейти от МАУ к Emirates, и у отечественного авиаперевозчика останутся менее выгодные предложения от туркомпаний.
По словам эксперта, прибыльность перевозки клиента бизнес-класса примерно в два раза выше, чем эконом. От МАУ, скорее всего, уйдет небольшой сегмент транзитных пассажиров, которые получат более удобную карту полетов из Дубая, в частности на Ближний Восток, в Индию, Китай, Юго-Восточную Азию, добавил Ланецкий.
«Наиболее интересные предложения у Emirates будут для стыковок в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и, возможно, Южной Америки», — полагает эксперт авиационного рынка Александр Кава.
Глобальная игра
Среди пострадавших авиакомпаний могут оказаться не только отечественные авиаперевозчики. За транзитного украинского пассажира Emirates будет конкурировать с Turkish Airlines и «Аэрофлотом», подчеркнул Кава.
«Обе [Turkish Airlines и «Аэрофлот»] агрессивные, с качественным продуктом и во многом пересекающимися [с Emirates] маршрутными сетями», — объянил он. По его данным, «Аэрофлот» уже довел количество рейсов между Москвой и Киевом до пяти в день, а Turkish Airlines использует почти все возможные назначения из Киева и регионов в свой основной хаб — Международный аэропорт им. Ататюрка в Стамбуле.
Ланецкий предполагает, что от выхода Emirates на направление Киев — Дубай также пострадают Lufthansa, Austrian Airlines, Air France, KLM. «Они подбирают в «Борисполе» украинских транзитных перевозчиков в свои аэропорты-хабы, — указал он. — Теперь этот поток может немного снизиться».
Выход Emirates на украинское направление — признак усиливающейся конкуренции на мировом рынке авиаперевозок между глобальными игроками, в частности Lufthansa, Turkish Airlines, Air France, «Аэрофлотом», считает эксперт авиарынка Артур Винюков-Прощенко.
За счет открытия новых направлений они могут предложить своим клиентам в разных странах лучшую карту полета, прокомментировал он.
Не все так просто
Реализовать амбициозные планы — перевезти 140 тыс. пассажиров до конца года — Emirates сможет, если flydubai, которая так же, как Emirates, принадлежит правительству Дубая, уйдет из «Борисполя».
«Какой смысл гонять самолеты в одни и те же аэропорты и предлагать одни и те же стыковки? Все основания для ухода flydubai есть. Не надо, чтобы эта компания путалась под ногами Emirates», — говорит Винюков-Прощенко.
МАУ, возможно, придется пересмотреть свою стратегию развития по направлению Киев — Дубай, а также по дальнемагистральным направлениям в Азию, подтвердил Ланецкий. «Где‑то необходимо будет поставить меньший или больший по пассажироемкости самолет, где‑то — снизить цены», — добавил он.
Сегодня цены на авиабилеты по направлению Киев — Дубай у отечественного перевозчика ниже, чем у Emirates. Согласно данным сайтов МАУ и Emirates, на 1 февраля билет в Дубай в экономклассе с возвратом 8 февраля у МАУ стоит 3 тыс. грн, у Emirates — 4,3 тыс. грн, в бизнес — 10,4 тыс. грн и 17,8 тыс. грн соответственно. Иная ситуация при транзитных полетах, к примеру в Шри-Ланку.
Здесь цены с вылетом 31 января и возвращением 8 февраля в экономклассе у МАУ — 7 тыс. грн, у Emirates — 5,8 тыс. грн. При этом билетов в бизнес-класс у МАУ нет в наличии, а у Emirates они стоят 19,6 тыс. грн.
Тьерри Антинори,
исполнительный вице-президент и коммерческий директор авиакомпании Emirates
«У нас слишком большие самолеты, чтобы летать в меньшие, чем Киев, украинские города»
Авиакомпания Emirates намеревалась зайти на украинский рынок авиаперевозок еще пару лет назад. Однако тогда дело дальше планов не пошло. На чем основаны амбициозные планы авиаперевозчика Emirates в Украине и как может измениться расклад сил на дубайском направлении, рассказал в интервью «Капиталу» исполнительный вице-президент и коммерческий директор авиакомпании.
— С какими авиакомпаниями будете конкурировать в направлении Киев — Дубай?
— Да, много авиаперевозчиков летает из Киева в Дубай. Но я не знаю ни одной авиакомпании, кроме нашей, которые летают из Киева только с одной пересадкой в Австралию, Новую Зеландию, на острова Тихого океана и т. д.
— Эксперты считают, что от выхода Emirates больше всего пострадает авиакомпания «Международные авиалинии Украины». Логично предположить, что МАУ и ваша авиакомпания могли бы подписать код-шеринговое соглашение. Планируете подписание такого соглашения?
— К сожалению, на данный момент я этого не знаю.
— Насколько нам известно, в России из московских аэропортов летает только Emirates, а родственная с вашей авиакомпанией лоукостер flydubai только из регионов. Планируются ли такие изменения и в Украине, в частности, уход из киевских аэропортов flydubai?
— Я не могу сейчас прокомментировать такой исход событий, поскольку каждая авиакомпания, пускай даже дочерняя, сама решает, летать ей в тот или иной регион или нет. Я только уверен в том, что рынок достаточно обширен как для наших рейсов, так и для flydubai.
— Какова загрузка первых рейсов?
— Первый рейс из Дубая в Киев был загружен на 55 %, обратный чуть более чем на 90 %. Мы рассчитываем, что загрузка в первый месяц составит 55‑65 %. Это хороший показатель.
— На какие направления транзитом через Дубай купили больше всего билетов украинские клиенты вашей авиакомпании?
— Пока что точной статистики нет. Но мне кажется, что это Австралия, Таиланд и острова Тихого океана. Уверен, позже к ним добавятся Малайзия и Шри-Ланка.
— При каких условиях Emirates может начать полеты из других украинских аэропортов?
— В краткосрочных планах таких намерений у нас нет. Но мы сейчас ведем переговоры с другими авиакомпаниями, которые будут подвозить из других украинских аэропортов пассажиров для нас. У нас слишком большие самолеты, чтобы летать в меньшие, чем Киев, украинские города.
— С какими именно авиакомпаниями вы ведете переговоры?
— Пока что я не могу этого сказать. Конкретные переговоры будут вести только в ближайшие дни.
— По данным «Капитала», Emirates планировал начать полеты из Киева еще два года назад. Почему те планы так и не были реализованы?
— Да, такие планы были. Но в то время у нас не было в наличии достаточного парка самолетов, чтобы открыть киевское направление.
— Известно ли вам что‑либо о планах авиакомпаний из вашего региона по выходу на украинский рынок, в частности, Etihad Airways и Qatar Airways?
— Меньше всего нас интересуют такие планы. У нас нет такой информации. Но это были бы замечательные новости для украинских пассажиров. Нас такая конкуренция может только подстегнуть к улучшению нашей работы.
— На каких условиях Emirates готова сотрудничать с украинскими туроператорами?
— Я не могу их назвать, поскольку это вопрос переговоров. Конкретные цифры называть не буду. Конечно же, будут скидки для туроператоров и гарантированные блоки мест.
— Туроператоры, с которыми уже ведутся переговоры, говорят, что озвучиваются тарифы, сопоставимые с лоукостером flydubai.
— Но у лоукостера однозначно нет первого класса.
— Будет ли выходить в Украину компания Emirates SkyCargo, которая занимается перевозками грузов?
— Сегодня таких планов нет, поскольку в самолете, который будет летать по направлению Дубай — Киев, есть возможность загрузить 15 т груза. В этом грузовом отсеке в первом рейсе были доставлены 13 т груза.