Основной украинский производитель грузовой техники — Кременчугский автомобильный завод («АвтоКрАЗ») — снизил цены на 10 %, чтобы нарастить продажи на внутреннем рынке. Об этом «Капиталу» сообщил заместитель генерального директора компании по маркетингу и сбыту Юрий Облог.
«На рынке Украины «АвтоКрАЗ» рассчитывает расширить свое присутствие прежде всего за счет снижения с 1 января 2014 г. цен на 10 %. Таким образом удастся сократить разрыв с конкурентами и повысить активность покупателей», — отметил собеседник издания.
Главный заработок
По результатам 2013 г. «АвтоКрАЗ» продал на внутреннем рынке 13 % произведенных грузовиков. Большую часть своей продукции компания продает на внешних рынках: по итогам 2013 г. на экспорт было поставлено 87 % продукции, из них 68 % в страны дальнего зарубежья, 28 % — в Россию и 4 % — в страны СНГ. Руководство компании объясняет преимущественные поставки на экспорт отсутствием господдержки.
«Наши ближайшие конкуренты из России и Беларуси, используя помощь своего правительства, часто оказываются дешевле. Мы вынужденно сдаем позиции, уходим в дальнее зарубежье, где конкурируем на рынке по рыночным законам», — сетует Облог.
По словам старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, «АвтоКрАЗ» делал ставку преимущественно на заказы от госструктур, таких, например, как Министерство обороны и «Укравтодор». «Однако в Украине существует проблема с наполнением бюджета, поэтому за последние годы таких заказов не было», — отмечает аналитик.
Наших здесь не любят
На отечественном рынке КрАЗы конкурируют с б / у техникой иностранного производства, а также с российским КамАЗом и белорусским МАЗом. Опрошенные «Капиталом» руководители предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых, сообщили, что предпочитают закупать импортную технику. АвтоКрАЗы если и используют, то те, которые были закуплены еще 20 лет назад.
По словам Богдана Саханды, директора компании «УкрЕвроМАЗ», которая занимается продажей грузовой техники в Украине, продукция «АвтоКрАЗ» в Украине слабоконкурентна. Если в 2012 г. цена на самосвал белорусского производства составляла 600 тыс. грн, то КрАЗ стоил на 200 тыс. грн дороже.
930 грузовиков произвел «АвтоКрАЗ» в прошлом году
«Поэтому снижение цен на 10 % не поможет «АвтоКрАЗу» нарастить долю на отечественном рынке», — прогнозирует Саханда.
По данным компании «АВТЕК», которая занимается продажами грузовой техники, цены на самосвалы МАЗ в 2013 г. составляли 400‑822 тыс. грн, на КамАЗы — 477‑885 тыс. грн, а на КрАЗы — 756‑978 тыс. грн.
Однако, как уверяет представитель «АВТЕК», в отличие от «КрАЗа», который в этом году снижает цены, «МАЗ» планирует их повысить в среднем на 15 %. В то же время он отметил, что продажи грузовой техники во многом зависят не столько от цены машин, сколько от функциональности техники и запросов покупателей.
Рынок России
До введения в России утилизационного сбора «АвтоКрАЗ» поставлял на этот рынок 53 % продукции. По словам Алексея Андрейченко, после введения Россией этой меры отечественная техника на соседнем рынке подорожала на 30 %. После этого «АвтоКрАЗ» начал поставлять на рынок России не готовые автомобили, а преимущественно шасси.
Как ранее сообщал «Капитал», с 1 января 2014 г. Россия распространила действие утилизационного сбора на собственных производителей. «Теперь у «АвтоКрАЗа» есть все возможности восстановить свои позиции на этом рынке с готовой продукцией, на которой они зарабатывают больше, чем на шасси», — считает Андрейченко.
«Ожидаем, что приведение в соответствие с нормами ВТО законодательной базы Российской Федерации в отношении применения равного утилизационного сбора к российским производителям будет способствовать поэтапному «выравниванию» конкуренции», — сообщил Юрий Облог. По его словам, в этом году «АвтоКрАЗ» планирует как минимум удвоить объемы поставок машин в Россию.
Планируют расти дальше
По итогам 2013 г. «АвтоКрАЗ» нарастил производство на 15 % по сравнению с 2012 г., выпустив 930 автомобилей. В компании отмечают, что таких результатов удалось достичь благодаря выведению на рынок новых моделей и выходу на новые рынки сбыта.
В частности, в 2013 г. компания выиграла тендер на поставку крупной партии автомобилей для нужд Королевской армии Таиланда.
В текущем году «АвтоКрАЗ» планирует нарастить производство на те же 15 %. «При условии оживления рынка Украины, стабилизации политической ситуации в отдельных зарубежных странах-заказчиках, урегулирования отношений с Россией объем поставок должен увеличиться до 1500 автомобилей», — сообщил Облог.
По мнению Андрейченко, увеличение производства в этом году возможно в первую очередь благодаря изменениям во взимании утилизационного сбора в России.