Фінанси

финансирование

Госбюджет-2014 предусматривает дополнительные субвенции для регионов на социальные расходы

С 16 января начался месяц, за который органы местного самоуправления всех уровней должны подготовить и принять свои сметы.

По закону, бюджеты областей, АР Крым, районов, городов областного и республиканского значения, Киева и Севастополя должны быть утверждены не позже чем в двухнедельный срок со дня официального опубликования закона о госбюджете. После этого у городов районного значения, сел и поселков есть еще две недели на утверждение своих смет.

Министерство финансов констатирует улучшения в региональной политике этого года. «Общий ресурс местных бюджетов на 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличен на 9,8 %, или 21,7 млрд грн. Инвестиционный ресурс местных бюджетов на социально-экономическое развитие территорий вырос на 3,4 млрд грн и составил 16,2 млрд грн», — говорится в сообщении пресс-службы Минфина.

В министерстве акцентируют на том, что в госбюджете-2014 впервые предусмотрены расходы по новым, социальным, направлениям.

В частности, выделены дополнительные средства на питание учеников 5‑11 классов, выплату надбавок медицинским работникам, предоставляющим первичную помощь в регионах, которые не участвуют в пилотных проектах в рамках медицинской реформы.

Манипуляции с дотациями

В законе о госбюджете большинство дотаций и субвенций остались на прошлогоднем уровне. В то же время некоторые даже сократились — например, выплата помощи семьям с детьми, малообеспеченным, детям-инвалидам и другим льготникам или компенсация потерь доходов в результате налоговых льгот по уплате земельного налога предприятиям космической отрасли, авиа- и судостроения, кинематографа.

По другим субвенциям, наоборот, наблюдается повышение. Правительство решило выделить почти в семь раз больше средств на строительство метро в Днепропетровске, а также увеличить субвенцию по компенсации части кредитных ставок по займам, взятым на обновление автобусных и троллейбусных парков к футбольному чемпионату Евро‑2012.

От некоторых расходов Кабмин предпочел отказаться. Например, от финансирования капремонта систем водоотвода и водоснабжения, реформы админуслуг.

Фонд пополнился субвенцией

Расходы на развитие регионов будут выделяться из фонда регионального развития, объем которого в этом году составит 3,48 млрд грн. С начала этого года в него же включена субвенция на финансирование мер по социально-экономическому развитию отдельных территорий. Распределение средств между ними будет осуществляться в утвержденном Кабмином порядке.

В прошлом году, впрочем как и в предыдущие бюджетные периоды, на эти цели выделялась отдельная субвенция из общего фонда госбюджета. В 2013 г. объем субвенции на эти цели составлял 1,3 млрд грн, в текущем из регионального фонда предполагается выделить немногим более 1 млрд грн. Включение субвенции в региональный фонд в Минфине объясняют необходимостью «концентрации средств государственной поддержки развития регионов в этом году».

При этом схема распределения ресурсов на развитие вызывает у местных властей вопросы. «Механизм распределения этих средств между городами непонятен. Например, Луцк получил 40 млн грн, а Львов — 1,8 млн грн. Почему так отнеслись ко Львову — загадка. Эти средства предназначены на развитие инфраструктуры, строительство социальных объектов. На 1,8 млн грн много не построишь», — отметил директор департамента финансовой политики львовского горсовета Олег Ищук.

Средства регионального фонда между городами действительно распределены неравномерно. Артемовск (Донецкая обл.), например, получит 46 млн грн, тогда как Харьков — 10 млн грн, Хмельницкий — 3,5 млн грн. В бюджетном комитете возможность непрозрачного распределения средств на развитие отрицают. Глава подкомитета по вопросам местных бюджетов профильного парламентского комитета Константин Павлов (Партия регионов) категорически не согласен с тем, что решения принимались «непрозрачно».

«Невозможно давать деньги, когда говорят, что нужна такая‑то сумма, но не называют ни вида работ, ни сроков их выполнения. Деньги должны выделяться только под конкретные, детально проработанные проекты и программы. У одних такие предложения были, другие не предоставили их», — сказал он «Капиталу».

Развитие под вопросом

Региональный фонд, как отмечает замглавы комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Наталья Новак (УДАР), — единственный источник средств, откуда регионы могут получить ресурс на развитие.

«Госбюджет-2014 рассчитан из того, что местным властям в текущем году нужны средства на выплату зарплат и других защищенных статей расходов, но никак не на развитие», — подтвердила она. Как сказано в выводах Ассоциации городов Украины, в 2014 г. не предполагается финансирование программы поддержки социально-экономического развития малых городов на 2011‑2015 гг. Впрочем, в предыдущие годы ее мероприятия также не финансировались.

 

Мирослав Питцык,
Исполнительный директор
Ассоциации городов Украины

Бюджет новый — проблемы старые

— Парламент принял госбюджет-2014. Насколько заложенные в нем показатели согласованы с местными властями?
— Органы местного самоуправления получили контрольные показатели Минфина приблизительно через неделю после внесения в парламент проекта госбюджета-2014. Кроме того, впервые с органами местного самоуправления и их ассоциациями не были проведены бюджетные консультации. Это противоречит требованиям ст. 38 Бюджетного кодекса и ст. 19‑20 закона Украины об ассоциациях органов местного самоуправления, а также регламенту Кабинета министров.

— С какими сложностями местные власти столкнутся в этом году?

— В части местных бюджетов и межбюджетных отношений госбюджет на текущий год принципиально не отличается от госбюджетов 2011‑2013 годов. Все проблемы бюджетного обеспечения территориальных общин прошлых лет в нем сохранились.

Одна из них — это мизерная доля поступлений от местных налогов и сборов в доходах местных бюджетов на фоне их высокой зависимости от трансфертов из госбюджета. Кроме того, бюджет на текущий год не предполагает надлежащего финансирования целевых программ развития территорий, в первую очередь тех, которые касаются ЖКХ. Помимо прочего, в нем также отсутствует полная компенсация потерь местных бюджетов в результате предоставления государством налоговых и социальных льгот. При этом изъятия из местных бюджетов в государственный возросли на 68,8 %.

— В прошлом году одной из основных проблем было недостаточное обеспечение Кабмином делегированных государством полномочий по финансированию бюджетной сферы. Какой процент обеспечения в 2014‑м?

— Негативная тенденция последних лет относительно ежегодного недофинансирования делегированных государством полномочий (это сферы образования, здравоохранения, соцзащиты и прочие) сохранится и в этом году. В 2014 г. уровень недофинансирования по делегированным полномочиям составляет 19 %.

Фактически это означает, что органы местного самоуправления опять вынуждены направлять значительную часть доходов местных бюджетов на покрытие заложенного дефицита. В связи с этим им придется отказаться от финансирования таких важных для жителей сфер, как ЖКХ, дорожное хозяйство, работы по благоустройству.

— В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению в парламенте депутаты (представители как Партии регионов, так и ВО «Батьківщина») предлагали внести сотни поправок и увеличить размеры субвенций городам, районным центрам, областям, в частности на ремонт дорог и различные коммунальные нужды. Большинство этих поправок не были учтены. Как вы это прокомментируете? Какие‑то из предложенных АГУ поправок были приняты?

— В доработанной редакции проекта госбюджета были учтены отдельные предложения АГУ. В частности, удалось на 1,3 млрд грн уменьшить дефицит по выполнению делегированных полномочий, на 3,8 млрд грн увеличить финансирование сферы ЖКХ на уровне местного самоуправления.

Этого удалось достичь благодаря поддержке народных депутатов — членов бюджетного комитета Евгения Геллера, Константина Павлова, Виктора Жеребнюка, Олега Канивца — и взвешенной позиции Министерства финансов.

 

Оксана Калетник (КПУ),
первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам бюджета

Доходы завышены, дотации занижены

— Итоги 2013 г. еще не подведены. Но уже очевидно, что план ВВП на 2013 г. в размере 1,576 трлн грн выполнен не будет и, как следствие, план доходов также не будет выполнен.

Аналогичная ситуация с местными бюджетами, которым в конце года на погашение долгов по зарплате и расчетам за потребленные топливно-энергетическиересурсы были выделены из госбюджета дополнительные дотации в объеме почти 4 млрд грн.

Это свидетельствует о завышенных расчетных показателях так называемой первой корзины доходов, от объема которой напрямую зависит дотация выравнивания. Ситуация с доходами первой корзины в 2014 г. еще сложней, так как, несмотря на невыполнение расчетного показателя доходов в 2013-м, этот показатель для 2014 г. увеличен на 9,3 %.

Это значит, что местным бюджетам необходимо обеспечить прирост доходов на 17,9 %, что нереально. Для местных бюджетов 2014 год будет привычно сложным по наполнению доходов и балансированию расходов. Расчетный показатель Минфина по расходам первой корзины вырос на 7,8 %.

Однако это вовсе не означает, что ситуация улучшилась. Поскольку доходы завышены, это значит, что дотация из госбюджета занижена. Рост расходов вызван исключительно увеличением соцстандартов на 8,2 %. При росте общих расходов на 7,8 % это означает, что общий ресурс местных бюджетов уменьшен.

Ситуация обострилась еще и потому, что впервые все местные бюджеты остались без «нераспределенных» расходов, которые были небольшим дополнительным источником расходов. Речь идет о расходах, которые могут предусматриваться для местных бюджетов при расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности при определении распределения межбюджетных трансфертов.

В прошлом году общий объем таких расходов составил 600 млн грн. Из-за невыполнения планов, чтобы обеспечить расходы, многие местные бюджеты практически весь прошлый год содержали свою бюджетную сферу на краткосрочных и среднесрочных ссудах с единого казначейского счета. С этой проблемой они столкнутся и в нынешнем году.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама