Увидев рекламный постер, столичный любитель кино может за пару минут стать обладателем билета на показ. Для этого достаточно иметь электронный кошелек и 25‑80 грн в нем. Электронные деньги охотно принимают кинотеатр «Жовтень», сети «Мультиплекс», Kronverk Cinema и «Синема Сити».
Приведенный пример — один из многих, ведь с помощью мобильного телефона сегодня можно приобрести любой товар или услугу. Владельцы продвинутых гаджетов уже не замечают, как переходят из офлайна в онлайн, они переступают эту границу практически бессознательно и часто даже не подозревают, что занимаются инлайн-шопингом.
Для облегчения процесса покупки используются разные технологии. «Клиенты могут расплачиваться за товары и услуги электронными деньгами, карточкой банка или деньгами с мобильного. Именно такой механизм мы используем при продаже услуг Wi-Fi-доступа», — говорит «Капиталу» исполнительный директор Ассоциации участников рынка беспроводных сетей передачи данных (Wireless Ukraine) Олег Соболев.
Японский опыт
Однако есть технология, распространение которой позволяет говорить об инлайн-шопинге как о явлении. Созданная в Японии практически двадцать лет назад Quick Response (QR) начинает завоевывать популярность и в Украине. Закодированные ссылки на нужные для рекламодателя веб-страницы можно встретить буквально везде: на билбордах, модельных вещах в витринах магазинов и даже в пабе на подставках для пива.
Сфотографировав QR-код, человек, как правило, прямиком попадает на страничку, где товар можно поместить в виртуальную корзину. Правда, чтобы смартфон сумел распознать черно-белые закодированные квадратики, предварительно необходимо установить соответствующее приложение-сканер.
«У меня давно смартфон, но технологией считывания активно пользуюсь только год, — рассказывает юрист Ольга Маркова. — Недавно даже приобрела кондиционер со скидкой прямо у рекламного билборда: через QR-код зашла на сайт магазина техники и оформила товар». Впервые QR-код Ольга Маркова увидела несколько лет назад на визитке IT-специалиста и теперь регулярно пользуется этой технологией, чтобы сэкономить.
Специальное предложение
«Эту технологию актуально использовать в промоутировании услуг и товаров для молодежи. При этом надо понимать, что сами коды должны быть там, где человек чего‑то ждет, не спешит, в других местах людям не до этого», — уточняет эксперт по психологии коммуникаций, владелец компании Candyshop Creative Production Boutique Андрей Ягодзинский.
Код следует воспринимать как линк, а не как канал продаж. Например, если компания продает одежду, ей стоит разместить код на подставках для пива в HoReCa. Тогда целевая аудитория в свободное время загрузит приложение, отсканирует код, попадет на коллекцию и сделает выбор. В течение 24‑48 часов будет действовать специальное предложение.
Другой пример — фирма оказывает услуги по уборке квартир. Тогда ей следует клеить код на тележку супермаркета или на полку с чистящими средствами. Человек получает специальное предложение и оплачивает 50 % стоимости товара.
Однако с точки зрения потребителя самым удачным считается расположение электронной метки в витрине уже закрытого магазина. Тогда опоздавший покупатель может немедленно совершить покупку в сети, и вожделенный товар на следующий день ему доставят на дом.
QR-банкинг
Широкое развитие инлайн-шопинга невозможно без электронных банковских карточек. Применить технологию первым решил ПриватБанк. В конце мая у клиентов этого финансового учреждения появилась возможность оплачивать покупки в интернет-магазине с использованием QR-кода.
Для доступа к новому инструменту нужно загрузить специально разработанное мобильное приложение, выбрать товар, оформить заказ и выбрать для оплаты платежную систему банка. После считывания QR-кода и подтверждения оплаты нужная сумма списывается с карточки.
Свести покупку к одному клику — к этому сегодня стремятся и банкиры и ритейлеры. По мнению руководителя направления «Платежи и переводы» ПриватБанка Михаила Рогальского, технология QR-кодов считается одной из ключевых в мире мобильного банкинга. Она позволяет совершать бесконтактные банковские операции с помощью любого, даже самого простого смартфона с камерой. В банке уверяют, что в июне по этой технологии будет работать более 1000 украинских интернет-магазинов.
Стимулирование продаж
Простота расчетов автоматически увеличивает объемы продаж. А поскольку интернет-магазины давно и успешно рекламируются в офлайне, то и количество инлайн-покупок будет только расти. Как отмечает вице-президент Украинской PR-Лиги, партнер агентства PR-Service Елена Деревянко, инлайн-покупки наиболее актуальны, когда компания продает стандартизированный товар, качество которого понятно без телесного контакта.
QR-коды наверняка будут полезны товарам-лидерам интернет-продаж. «Но аудиторию необходимо просвещать, — предупреждает Елена Деревянко. — Возможно, стоит создать портал-площадку, где будут представлены все бренды, ориентированные на инлайн-покупки».