Економіка

инновации

Кабмин планирует запустить опционы на право бронировать вагоны. Выиграют аграрии, торгующие на бирже

Правительство нашло способ гарантированно обеспечить железнодорожными вагонами фермеров и компании, которые занимаются перевозкой зерна.

Это предлагается сделать за счет запуска торгов новым видом срочных инструментов — опционов на первоочередное право забронировать железнодорожные вагоны для перевозки зерна с поставкой в конкретное место в определенное время.

Предполагается, что от внедрения нового инструмента выиграют все стороны. «Перевозчику будет обеспечен прогнозированный спрос на железнодорожные вагоны. Фермер при перевозке зерна с портового элеватора на линейный получит возможность дополнительного заработка, поскольку стоимость зерна на портовом элеваторе, даже с учетом логистической составляющей, выше, чем на линейном», — сказано в экспертных выводах к этой схеме, которая имеется в распоряжении «Капитала».

Доступ с условием

Согласно разработанной правительством схеме, доступ к таким опционам получат те сельхозпроизводители, которые участвуют в электронных торгах Аграрной биржи (АБ). Согласно схеме, перед началом торгов участники должны выполнить два условия: внести предоплату в размере премии опциона на счет гаранта поставки вагонов (в данном случае — «Укрзалізниці») в Расчетный центр НБУ и внести гарантийное обеспечение на счет АБ в Расчетном центре НБУ, который, согласно действующему законодательству, вправе проводить расчеты по срочным инструментам, в том числе по опционам.

«Размер гарантийного обеспечения может составить 5‑10 % от стоимости партии», — сообщил «Капиталу» источник в аппарате Кабмина. Право на покупку этих опционов участники торгов будут получать автоматически. Сейчас, по словам собеседника издания, механизм запуска новых опционов находится на стадии согласования в Нацбанке и «Укрзалізниці».

10,5 тыс. зерновозов было в прошлом году в распоряжении железной дороги. Сейчас — 7,5 тыс. Три тысячи переданы частным операторам

По мнению специалиста департамента инвестиционного банкинга компании Pro Capital Investment Сергея Парпуланского, инициатива запуска торгов опционами на приоритетное право забронировать ж / д вагоны призвана решить проблему эффективности использования существующего в стране парка зерновозов.

«Многие трейдеры намеренно завышают заявки на количество необходимых вагонов, при этом вагоны зачастую простаивают значительное время», — сказал он. По словам эксперта, опционы позволят компаниям более эффективно планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу, а также снизить логистические риски.

Идею запуска опционов на зерно Кабмин позаимствовал из российского опыта. В сентябре прошлого года Московская биржа (МБ) разработала схему запуска фьючерсов и опционов на перевозку зерна для своих участников торгов посредством компании «Русагротранс» — российского монополиста по железнодорожным перевозкам зерна. Запуск торгов этим инструментом на МБ запланирован на январь 2015 г.

Гонка за вагонами

Опрошенные «Капиталом» представители бизнеса неоднозначно оценивают выгоды для аграриев от введения предложенного механизма. Генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа считает, что применение подобной схемы противоречит нормам антимонопольного законодательства. «Чем хуже субъекты хозяйствования, которые не аккредитованы на бирже? Возникает вопрос: почему одним вагоны будут предоставлять приоритетно, а другим — нет?» — рассуждает собеседник издания.

Впрочем, по его мнению, возможность вне очереди гарантированно забронировать вагоны для перевозки может подстегнуть как фермеров, так и трейдеров принять условия. «Но есть риск, что весь процесс будет сводиться к формальным соглашениям, когда сперва контракт будет заключаться по факту, а потом регистрироваться на бирже. Пока еще у нас биржевые инструменты не настолько развиты, чтобы дойти до сознания каждого фермера и трейдера», — подчеркнул Лапа.

Эксперты признают, что потребность в вагонах есть как у трейдеров, так и у производителей. Особенно учитывая тот факт, что парк вагонов «Укрзалізниці» в последние годы не обновляется. По словам начальника отдела логистики компании «Гермес-Трейдинг» Вячеслава Сорокуна, в 2008 г., когда в очередной раз были повышены тарифы на ж / д перевозки, «Укрзалізниця» обещала закупить около 1 тыс. вагонов, но в итоге приобрела менее 200 единиц.

«В прошлом году в распоряжении железной дороги было 10,5 тыс. вагонов, а сейчас — 7,5 тыс. Три тысячи было передано частным операторам», — уточнил собеседник.

При этом Сорокун отметил, что инициатива с опционами едва ли станет стимулом для самих трейдеров. «Сложно забронировать вагоны наперед, если еще нет понимания, где ты купишь и, что самое главное, куда будешь отгружать, — отметил он. — Хотя и сегодня железная дорога просит нас подавать заявки заблаговременно, чтобы иметь возможность планировать дислокацию вагонов».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама