С обострением политического конфликта в Украине в соседних странах активнее заговорили о необходимости «защиты» представителей своих национальностей на территории украинских регионов. Возможно, и путем военной интервенции. Однако реальных предпосылок для такого развития событий эксперты пока не видят, хотя признают, что подобная риторика в ближайшее время будет сохраняться.
Теоретический интерес
В конце прошлой недели в румынских СМИ прозвучали мнения, что в связи с нарастанием общественного противостояния в Украине Румыния должна внимательно следить за развитием событий и при необходимости «встать на защиту» румын Северной Буковины, Герцевского округа, Северной и Южной Бессарабии. И хотя официальные власти соседней страны такую позицию не разделяют, следует отметить, что от президента Румынии Траяна Бэсеску периодически звучат не вполне дипломатичные заявления относительно суверенного статуса соседних государств. Так, в новогоднем обращении он заявил, что в 2014 г. Румыния должна «честно и открыто заявить, что Молдова — это румынская земля». Кроме того, ранее он неоднократно делал заявления из которых следует, что Румыния была бы не против пересмотра границ, установленных после Второй мировой войны.
Вместе с тем, украинские эксперты отмечают: если в вопросах отношений с Молдовой Румыния традиционно придерживается линии на «воссоединение», то риторика относительно передачи ей территорий Украины носит скорее идеологический характер. «Украинские земли, которые некоторые политики из Бухареста считают румынскими, пока что представляют чисто теоретический интерес, и тема их присоединения будет использоваться лишь для мобилизации сторонников и внутренней пропаганды», — сказал «Капиталу» управляющий партнер аналитической группы Da Vinci AG Андрей Колпаков.
Украинские эксперты отмечают: если в вопросах отношений с Молдовой Румыния традиционно придерживается линии на «воссоединение», то риторика относительно передачи ей территорий Украины носит скорее идеологический характер
В свою очередь директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в Одессе Артем Филипенко считает, что Румыния как член НАТО и Европейского союза вряд ли решится предпринимать какие‑либо действия в одностороннем порядке, поскольку эти организации не одобрят подобные действия. «Но такие призывы будут раздаваться. И это в некоторой степени даже закономерно. В Румынии, безусловно, есть политические и другие силы, выступающие за возвращение Бессарабии в лоно Румынии», — заявил Филипенко изданию. Эксперт также отмечает, что определенная депрессивность регионов Украины, граничащих с Румынией, в некоторой степени подогревает такую риторику.
Навстречу выборам
Еще один западный сосед, в котором отдельные политические силы считают возможным вмешательство во внутренние дела Украины, — Венгрия. Напомним, в октябре минувшего года в Берегово Закарпатской области состоялся форум радикальной венгерской партии «За лучшую Венгрию» («Йоббик»), в ходе которого прозвучали призывы к созданию Притисянского округа на территории Закарпатской области с включением в него населенных пунктов, где преобладает венгероязычное население. Такую позицию поддержал тогда и депутат Европейского парламента Бейла Ковач, который имеет свой собственный офис в Берегово. По мнению Колпакова, такие разговоры сейчас связаны с приближением выборов, которые пройдут в Венгрии в апреле. Однако такая государственная политика со стороны соседних стран может привести к изменениям настроений жителей юго-западных приграничных областей Украины. «Пропаганда среди населения усилится. Это может привести к росту уровня неприятия в сознании людей Украины как родины», — считает Колпаков.
Эксперт по вопросам международной безопасности Григорий Перепелица сказал «Капиталу», что на сегодняшний день реальных предпосылок для предъявления какой‑либо из соседних стран территориальных претензий нет. Такие предпосылки, по мнению специалиста, могут появиться в случае регионального раскола в стране.