Но через некоторое время после девальвации все возвращается на круги своя. Как полагает Боярчук, это связано с неконкурентоспособностью украинской продукции по сравнению с зарубежной. «Когда экономика и с ней доходы населения растут, потребители начинают покупать более дорогую и качественную продукцию, каковой обычно является импортная, а не местная», — объясняет он. А когда у украинцев появляются «лишние» деньги, то они выбирают инвестиционные продукты — автомобили и различное оборудование — также зарубежного производства, за неимением достойных местных альтернатив.
Украина — далеко не единственная, кто наращивает импорт активнее экспорта. Развивающиеся экономики в целом показали рост на 3,3 % и 4,6 %, соответственно. В то же время, говорится в отчете, из‑за более сильного, чем ожидалось, сокращения производства и высокой безработицы во втором полугодии развитые страны в прошлом году смогли увеличить экспорт товаров лишь на 1 % и уменьшили импорт на 0,1 %.
Правда, показатели развивающихся экономик не помогли глобальной торговле оправдать ожидания экспертов. Еще в сентябре ВТО прогнозировала, что мировой торговый товарооборот (сумма экспорта и импорта товаров) увеличится на 2,5 % по итогам года, но в итоге рост составил всего 2 % — до $ 18,3 трлн. В том числе экспорт вырос на 2,1 %, импорт — на 1,9 %.
Рост внешней торговли как в развитых, так и в развивающихся странах был бы больше, если бы не падение цен на товары, в особенности на сырье. В частности, по данным МВФ, сильнее всего подешевели кофе (на 22 %), хлопок (на 42 %), железная руда (на 23 %) и уголь (на 21 %).
Впрочем, даже более интенсивный рост импорта, чем экспорта, в развивающихся странах не отменяет того факта, что их экспорт увеличивается намного быстрее, чем в развитых. По оценкам ВТО, первые постепенно вытесняют вторых на экспортных рынках. В 1980 г. на развивающиеся экономики приходилось 34 % мирового экспорта, в 2011‑м — 47 %. К 2035 г., по прогнозам ВТО, их доля достигнет 57 %. Сам объем мирового экспорта при этом вырастет с нынешних $ 9,8 трлн. на 69 % до $ 46,1 трлн, при худших раскладах — на 34 % до $ 13,2 трлн.
Украине нужно диверсифицировать экспорт
Увеличивать продажу товаров за рубеж странам помогает расширение специализации, за счет чего структура их экспорта становится все более универсальной. Но, как отмечают эксперты ВТО, в развивающихся странах этот процесс проходит не очень гладко, поскольку среди них формируется разрыв между теми, кто богат сырьевыми ресурсами, и всеми остальными, которым приходится идти на индустриализацию экономик.
С одной стороны, страны вроде Китая, Мексики и Турции, у которых раньше было серьезное преимущество в торговле сырьем, за последние два десятилетия его утратили и взамен увеличили специализацию на производственной продукции. Если раньше Китай славился экспортом товаров АПК и химической промышленности, то теперь — офисным и телекоммуникационным оборудованием и даже машиностроением. «Поскольку он быстро аккумулирует капитал и обновляет технологии, источник его конкурентного преимущества может сдвинуться в направлении более капиталоемкого экспорта с более высокой добавленной стоимостью», — говорится в исследовании. А Мексика постепенно переходит от добычи железной руды, производства стали и выращивания сельхозпродукции к изготовлению одежды и других фабричных товаров.
С другой стороны, Россия, Бразилия, Индия или утратили свое преимущество в экспорте товаров обрабатывающей промышленности или вышли на первый план в экспорте сырья. Украина также относится к числу этих стран, поскольку в начале 90‑х растеряла свои шансы на экспорт продукции машиностроения, и теперь ее экспорт, по оценкам ВТО, состоит приблизительно на 30 % из сырья (не включая металлы) и 40 % из товаров промежуточного использования (в том числе металлов). При этом в последние годы продажи металлов падают из‑за снижения цен, и Украина укрепляет специализацию на продаже за рубеж аграрной продукции. Изменить подобную расстановку сил в украинском экспорте может помочь заключение зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, полагает старший научный сотрудник Kyiv School of Economics Александр Шепотило. По его словам, повышение качества и технологичности экспортной продукции зависит от интегрированности страны в международные производственные цепочки. Так, Китай перешагнул от сырьевого к производственному экспорту, когда американские компании стали выносить в КНР производство и сбор комплектующих. Аналогичным производственным офшором Турция стала для ЕС. «При заключении ЗСТ произойдет гармонизация украинских и европейских стандартов и снижение торговых барьеров, после чего европейские компании смогут выносить часть производств в Украину для последующего реэкспорта», — говорит Шепотило.