Автомобили с украинскими товарами снова простаивают на российской таможне. Пристальное внимание местных таможенников ударило прежде всего по грузоперевозчикам. Как рассказала «Капиталу» пресс-секретарь Луганской торгово-промышленной палаты Ксения Демина, это связано с тем, что в договорах оговариваются конкретные сроки поставки продукции, и ответственность за своевременность доставки грузов несут именно перевозчики. В случае срыва сроков поставки они выплачивают заказчикам немалые суммы штрафов.
Перевозчики в убытке
Информацию о проблемах грузоперевозчиков на внутренней таможне в России подтверждают и в пресс-службе Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП). «Сегодня перевозчики из Луганской, Черкасской, Житомирской областей подтверждают, что их грузы на таможне подвергаются 100 %-му досмотру», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе АсМАП.
Директор компании «Транспеле» Ирина Листниченко рассказала «Капиталу», что сейчас на российских таможнях стоит шесть автомобилей, принадлежащих ее компании. «Официально мы никаких уведомлений не получали. У таможенных служб России приказа тоже нет, и они отказываются от комментариев», — рассказывает Листниченко. По ее словам, в связи с тем, что документы отправляются на проверку в Москву, автомобили могут простоять на границах 10‑15 дней. «Сутки простоя одного автомобиля обходятся нашей компании в 4 тыс. грн. Это с учетом того, что весь транспорт у нас лизинговый», — уточнила она. Глава регионального совета участников АсМАП Черниговской, Черкасской и Кировоградской областей Валерий Шумский рассказал «Капиталу», что несколько его машин уже три дня простаивают на российской таможне. По его словам, никакой аргументации этой задержки представители таможенных служб не предоставляют.
Пострадали не все
Проблемы с поставками наблюдаются у производителей молокопродуктов, кондитерской, алкогольной продукции, овощей, у металлургов и пр. Председатель совета директоров компании «Милкиленд-Украина» Анатолий Юркевич рассказывает, что российская таможня не запретила завозить молочку из Украины, а ужесточила процедуру таможенного контроля. «Если ранее фура проходила границу 12‑24 часа, то после усиления контроля со стороны России 29 января эта процедура занимает два-три дня», — говорит Юркевич и добавляет, что первые машины после углубленного досмотра уже попали на территорию Российской Федерации. Эксперт говорит, что российские контрагенты пока с пониманием относятся к задержкам поставок. Президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк также подтвердил, что грузы российские таможенники досматривают внимательнее, чем еще несколько дней назад.
10‑15 дней могут простоять грузовые автомобили на границе с Россией
Таможенные органы России требуют от владельцев грузов уплаты дополнительных условных пошлин в размере 5‑40 % от стоимости товаров, сказано в официальном сообщении Федерации работодателей Украины. «Эти меры приводят к затягиванию сроков поставки товаров российским клиентам», — говорится в пресс-релизе организации.
В то же время целый ряд отраслей, среди которых фармацевтика, производители курятины и яиц, пока не имеют проблем с таможенным законодательством. «Проблем на таможне нет», — заявил «Капиталу» президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Валерий Печаев. В компании Group DF, поставляющей в Россию двуокись титана, проблем с отправкой грузов по российскому направлению не отмечают, как, впрочем, и в Администрации морпортов Украины, а также в «Укрзалізниці».
Не в первый раз
Это уже не первая задержка украинской продукции на российской таможне. Как ранее писал «Капитал», с похожими проблемами украинские экспортеры столкнулись в августе. Россиянами был составлен список рисковых импортеров, в который в итоге попали все без исключения украинские поставщики.
Тогда ежемесячный убыток украинских пищевиков генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» оценивал в $ 150 млн. С производителей требовали внесения залогов и доплат за растаможку в размере почти 80 % от стоимости партии для проверки сертификата качества продукции.
В октябре 2013 г. Россия запретила импорт вагонов производства «Азовобщемаша», «Днепровагонмаша» и Крюковского вагонзавода. По оценке аналитика инвестиционной компании «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, потери украинских заводов от запретов составили не менее $ 50 млн в месяц.
Самый скандальный запрет на экспорт со стороны России коснулся кондитерской отрасли — на территорию страны запретили ввоз продукции корпорации Roshen. Напомним, 29 июля Роспотребнадзор ввел запрет на поставки кондитерской продукции с украинских фабрик Roshen из‑за несоответствия ее требованиям к качеству. По подсчетам главы отраслевого объединения «Укркондпром» Александра Балдынюка, из‑за запретительных мер Роспотребнадзора украинская экономика недополучила около $ 17 млн валютной выручки.
Переориентация на другие рынки
Руководитель аналитического департамента консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник связывает ужесточение таможенного контроля со стороны России с дестабилизацией политической ситуации и отставкой правительства. Партнер адвокатского объединения «Волков и партнеры» Андрей Заблоцкий также считает действия российской стороны несанкционированными и продиктованными исключительно политическими мотивами. «Никаких распоряжений и документов по этому поводу никто не видел, а согласно правилам ВТО, мы должны быть заранее уведомлены о любых изменениях, которые коснутся внешнеторговых отношений. Здесь, скорее всего, политические мотивы», — говорит он.
По прогнозам участников рынка, убытков украинским импортерам избежать не удастся — как показывает опыт, быстро россияне не отступают. «Российской таможне должно прийти письмо, которым должна быть отменена процедура детального осмотра всех грузов. Но когда оно придет, никто не знает», — сетует Анатолий Юркевич.
Мария Колесник отмечает, что выходом для украинских поставщиков может стать переориентация на другие рынки. В частности, экспортеры агропродукции и продовольственных товаров могут сосредоточиться на рынках восточных и африканских стран, где присутствие Украины потенциально возможно.
Грузоотправители стали себя подстраховывать еще летом прошлого года, прописывая в договорах, что в случае несвоевременной доставки груза на перевозчика будут наложены штрафные санкции. Поэтому перевозчики отказываются ехать в Россию. Валерий Шумский рассказал, что предпочитает работать на внутреннем рынке по более низкой цене. «Это все равно выгоднее, чем стоять на таможне в России. Возможно, мы переориентируемся на Прибалтику», — добавил он.