Еще недавно Португалия была страной со слабой экономикой на задворках Европы. Когда в 2008 году разразился глобальный экономический кризис, страна уже была в предбанкротном состоянии. В ЕС Португалия вступила в 1986 году, и это сначала пошло ей на пользу. Экономика начала расти за счет расширения торговли и притока субсидий союза на улучшение инфраструктуры.
Но переход с нацвалюты — эскудо — на евро в 2002 году подкосил аграрную, архаичную экономику с низкоквалифицированной рабочей силой. ВВП Португалии на душу населения в 2006 году оказался самым низким во всей Европе.
Экономисты и банкиры называли португальскую экономику «слабым звеном» и «новым европейским больным».
При этом Португалия, как, впрочем, и многие страны «старой Европы», действительно жила не по средствам. К 2009 году ее госдолг достигал гигантской суммы — $262 млрд или 175% ВВП. Больше долгов к размеру ВВП накопили только Греция и Исландия. По состоянию на март 2019 год госдолг к ВВП Португалии составляет 121,5%.
Португалия — это страна-исключение из правил. Точнее, из тех канонов, которые еврочиновники и банкиры навязали всем своим странам-участникам Евросоюза.
Именно Португалия доказала, что можно отказаться от диктата тройки кредиторов — МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии. Нужно не экономить на зарплатах и пенсиях, а наоборот, пополнять кошельки граждан, возрождать потребление и через потребительский спрос добиваться роста ВВП.
В Греции, например, власти не смогли противостоять диктату МВФ, и теперь там наступило разочарование после десятилетия следования курсу на сокращение бюджетных расходов, урезания соцпрограмм. А Португалия, следующая собственной стратегии, испытывает, наоборот, подъем.
В прошлом году международное рейтинговое агентство Moody's впервые с 2011 года повысило долгосрочные рейтинги Португалии до уровня инвестиционной категории — «Baa3» — с «Ba1». Прогноз рейтингов был изменен на «стабильный» с «позитивного».
Вернуть рейтинги Португалии помогли растущие инвестиции и наличие устойчивой тенденции к снижению долговой нагрузки государства.
Показатель отношения госдолга к ВВП Португалии сократился в 2017-м на 4,5 процентного пункта — до 124,7% ВВП. Эксперты агентства ожидают, что долговая нагрузка Португалии уменьшится до 116% ВВП к 2021 году.
В Moody's также отмечают, что поддержку экономике Португалии оказывает общий подъем в Европе.
Темпы роста ВВП Португалии в 2017 году достигли 2,8% — максимума за 17 лет, в частности, благодаря росту турпотока, ключевой отрасли страны. В Португалии лето практически круглый год, и погреться сюда приезжают со всей Европы, в том числе богатые жители Германии и Скандинавских стран, США и Канады, а также граждане Восточной Европы.
В среднем ежегодный турпоток составляет 10 млн человек. За счет возрождения туризма безработицу в Португалии удалось сократить почти вдвое.
В 2017 году правительство улучшило социальное положение граждан. Инициативы начинались со слов «впервые» за столько-то лет. Именно 2017-й стал первым с 2011 годом, когда государство возобновило выплату заработной платы госслужащим в полном объеме. То есть госслужащие снова стали получать зарплату в полном объеме для тех, у кого она была свыше 1500 евро.
Вернулась полная оплата сверхурочной работы на государственной службе. Впервые с 2013 года. Хотя и не для всех, а только для врачей, медсестер и других специалистов в сфере здравоохранения.
Впервые за последние семь лет были увеличены субсидии на питание. Правительство также вернулось к социальным, то есть пониженным тарифам на воду, свет и газ для льготных категорий граждан.
Также в 2017-м все пенсии в размере до 838 евро в месяц увеличили в соответствии с размером инфляции — на 0,7%. Такого не происходило вот уже пять лет. Ранее индексация применялась только к пенсиям до 628 евро. Цель — подтянуть минимальные пенсии до 1 тыс. евро.
В прошлом году тренд на рост соцподдержки был продолжен. И в этом тоже. Согласно оценкам министерства экономики, ВВП Португалии в 2019 году увеличится на 2,2%.
Но, кажется, появились первые признаки торможения португальской экономики. Например, Еврокомиссия тоже прогнозирует подъем экономики Португалии, но на меньшую величину, чем указывает суверенное министерство. Всего на 1,8%. Это хуже оценок для еврозоны и Евросоюза в целом, предусматривающих рост на 1,9%.
Проблемы появились еще год назад, в первом квартале. По данным Евростата, рост экономики всей еврозоны в первом квартале 2018 года составил 0,4% против 0,7% в четвертом квартале 2017 года. Как отмечал Bloomberg, наиболее заметное замедление темпов роста ВВП — в Португалии, Германии, Нидерландах.
Так что этот год может оказаться переломным для самой западной окраины Европы. Но португальцы, похоже, верят в справедливость и действительно могут преподнести очередной сюрприз, вопреки пессимистичным прогнозам.