Уже прошел почти год с тех пор, как Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (далее НКЦБФР, комиссия) начала приостанавливать торговлю ценными бумагами открытых и закрытых акционерных обществ. В январе был заморожен оборот акций 64 акционерных обществ, сообщили «Капиталу» в НКЦБФР. Всего два эмитента были снова допущены к торгам. В прошлом году комиссия возобновила оборот ценных бумаг лишь 22 структурам, а лишила возможности торговать своими ценными бумагами 4,385 тыс. предприятий.
Инвестиционный мираж
Компании, оборот ценных бумаг которых был остановлен регулятором, не привели свою деятельность в соответствие с законами об акционерных обществах и депозитарной системе, сообщил член НКЦБФР Алексей Тарасенко. А именно: не изменили форму собственности с закрытого или открытого акционерного общества на частное или публичное, как того требует закон об акционерных обществах, который вступил в силу в апреле 2009 г.
Одна из целей разработчиков закона — стимулировать появление классических публичных компаний, то есть таких, которые поддерживают обращение своих акций на фондовой бирже, раскрывают отчетность, привлекают средства инвесторов путем публичного размещения бумаг.
25 тыс. акционерных обществ насчитывается сейчас в Украине
У многих акционерных обществ на сегодняшний день просто нет экономической мотивации соответствовать всем требованиям законодательства, так как они не планируют привлекать средства в капитал и равнодушны к рыночной стоимости своих акций, поясняет генеральный директор Украинского кредитно-рейтингового агентства (UCRA) Станислав Дубко. А те структуры, которые действительно хотят привлечь капитал, ищут способы разместиться за рубежом, считает руководитель аналитического отдела компании «Мастер Брок» Леонид Белозерский. Вот почему многие предприятия не спешили менять организационно-правовую форму.На начало 2013 г. в Украине насчитывалось 3,9 тыс. открытых и 13,7 тыс. закрытых акционерных обществ, то есть нарушали требования почти 18 тыс. предприятий. «Многие компании даже не перевели ценные бумаги из документарной формы в бездокументарную. Из-за этого невозможно, к примеру, проводить общие собрания акционеров, передавать право собственности по акциям», — подчеркнул Тарасенко.
Перерегистрировавшихся компаний вдвое меньше — 7,6 тыс.: публичных — 3,3 тыс., частных — 4,3 тыс. Чтобы стимулировать акционерные общества перерегистрироваться, в феврале прошлого года член НКЦБФР Евгений Воропаев заявил, что комиссия заморозит торговлю акциями всех закрытых и открытых акционерных обществ.
Мусорная корзина
Сейчас цель НКЦБФР — очистить рынок от фиктивных, мусорных эмитентов, говорит Дубко. В результате этого, по его словам, появится возможность оценить показатели общей капитализации рынка акций «без учета технических и мертворожденных ценных бумаг». «Большинство предприятий не могут привести свою работу к нормам законодательства, так как создавались еще во времена массовой приватизации и сейчас просто не существуют в природе», — указал Тарасенко.
Начальник отдела стратегического развития рейтингового агентства IBI-Rating Игорь Андрусик полагает, что таким образом комиссия очищает рынок от неработающих акционерных обществ. В Украине, по его данным, сейчас насчитывается немногим более 25 тыс. акционерных обществ, при этом раскрывают информацию о состоянии корпоративного управления и регулярно проводят общие собрания — не более трети акционерных обществ, то есть около 8 тыс. эмитентов акций, отметил вице-президент компании по управлению активами «Кинто» Анатолий Федоренко. «Законодательные нововведения на протяжение последних двух лет направлены на приведение рынка ценных бумаг в соответствие с международными стандартами, — объяснил Андрусик. — Поэтому ужесточились и требования к самим эмитентам. Соответственно, многие компании этого не выдержали».