«Запорожье» намерен привлечь $ 119 млн инвестиций для реконструкции взлетно-посадочной полосы и терминала, рассказал «Капиталу» генеральный директор аэропорта Виктор Бескупский, но во сколько обойдется модернизация — затруднился ответить. По оценке директора консалтинговой компании FAS Александра Ланецкого, в строительство необходимо вложить около € 2 млн и еще € 4‑6 млн потратить на закупку новой техники.
Согласно сообщению пресс-службы Запорожской облгосадминистрации, опубликованном на официальном сайте в конце прошлой недели, программа развития аэропорта на 2013‑2016 гг. и на перспективу до 2023 г. предусматривает реконструкцию аэродрома и строительство пассажирского терминала, отеля, паркинга и других объектов инфраструктуры. Для реализации проекта необходимо 1,2 млрд грн, уточняется в сообщении.
Источник финансирования пока определяют, отметил Бескупский. В концепции развития украинских аэропортов до 2023 г., принятой правительством 30 октября 2013 г., указывается: власти могут инвестировать в реконструкцию взлетно-посадочных полос отечественных аэропортов, независимо от формы собственности, за счет средств из госбюджета. По словам Бескупского, также рассматривается вариант привлечения частных инвестиций: «Через несколько месяцев проведем конкурс по привлечению частного инвестора». О готовности принять долевое участие в реконструкции аэропорта на одном из совещаний уже заявил председатель совета Group DF Дмитрий Фирташ, добавил собеседник.
Исключение из правил
Привлечь инвесторов запорожскому аэропорту помешает близость днепропетровского. Классическое правило авиации гласит: инвестировать в развитие двух аэропортов, расстояние между которыми составляет 200 км, экономически нецелесообразно, подчеркнул эксперт авиарынка Вячеслав Коновалов. Днепропетровский аэропорт уже имеет обновленный терминал, новый ангар, также планируется строительство новой взлетно-посадочной полосы за счет денег, привлеченных под госгарантии. Соответствующее распоряжение Кабмин принял 21 ноября 2011 г. Расстояние между аэропортами — около 100 км — можно преодолеть на автомобиле за 50 минут, поэтому большие инвестиции в «Запорожье» не оправданны, согласен генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
$ 119 млн планирует привлечь аэропорт «Запорожье» для модернизации
Однако «Запорожье» может пригодиться авиакомпаниям, которые не входят в орбиту влияния бизнесмена Игоря Коломойского, заметил Коновалов. По его словам, таким игрокам сложно договориться о сотрудничестве с днепропетровским аэропортом.
Искать инвестора среди местных
Инвесторами реконструкции в первую очередь могут выступить украинские предприниматели, имеющие бизнес-интересы в регионе, — тот же Дмитрий Фирташ или инвесторы киевского аэропорта «Жуляны», предполагает Ланецкий. «Необходимо, чтобы инвестором выступил предприниматель, которому по силам нейтрализовать влияние хозяев соседних аэропортов в отстаивании своих интересов в ущерб запорожского», — добавил он.
В пресс-службе Group DF намерение Дмитрия Фирташа инвестировать в реконструкцию запорожского аэропорта опровергли.
Если «Запорожье» получит инвестиции, в течение трех-пяти лет аэропорт сможет увеличить пассажиропоток в несколько раз, прогнозирует Коновалов. «Я оцениваю потенциал аэропорта в полмиллиона человек в год», — заявил эксперт.
За январь-октябрь 2013 г. из аэропорта было отправлено 36,37 тыс. человек, что на 45,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество прибывших пассажиров составило 36,91 тыс. (+44,4 %).