Один из основных производителей легковых автомобилей в Украине, Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ), по итогам 2013 г. снизил экспортные поставки техники в 3,6 раза по сравнению с 2012 г. — до 5,9 тыс. единиц. Эта информация появилась вчера на официальном сайте предприятия.
Основная причина столь резкого падения экспорта — введение еще в 2012 г. утилизационного сбора в России, которая является основным иностранным покупателем продукции украинского автопрома. Из-за этого автомобили ЗАЗ подорожали на рынке соседней страны в среднем на $ 1 тыс. и, как следствие, потеряли конкурентоспособность.
В результате в 2013 г. доля экспорта автопредприятия в общем объеме производства сократилась с 49,4 % в 2012 г. до 26,2 %. Это также привело к значительному уменьшению объемов производства: по итогам прошлого года ЗАЗ выпустил 22,6 тыс. автомобилей — на 46,8 % меньше, чем в 2012 г.
Вынужденно сократил поставки еще один производитель — корпорация «Богдан». Пресс-секретарь компании Сергей Красуля не смог уточнить, на сколько именно снизился экспорт в Россию по итогам 2013 г., но также связал это с введением Россией утилизационного сбора.
Ответный ход
Украина в 2013 г. также приняла меры для поддержания отечественного автомобилестроения — были введены спецпошлины на импорт автомобилей и утилизационный сбор. В результате по итогам 2013 г. российский производитель «АвтоВАЗ» сократил поставки в нашу страну на 56 % по сравнению с 2012 г. — до 6,8 тыс. машин. Украина, которая до 2012 г. была крупнейшим внешним рынком для «АвтоВАЗа», по итогам прошлого года заняла лишь 9 % в объеме экспорта автомобилей Lada.
300 % составил рост производства легковых автомобилей в Украине по итогам января 2014 г.
Отметим, с 1 января 2014 г. в России вступили в силу изменения, касающиеся уплаты утилизационного сбора. В частности, его действие распространилось теперь и на российских производителей легковых автомобилей. Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко рассказал, что в связи с этими изменениями российские машины подорожают, а украинские вернут себе конкурентоспособность на этом рынке.
Хотят взять реванш
Украинские производители уже готовятся нарастить производство. В частности, на днях корпорация «УкрАВТО», в которую входит ЗАЗ, заявила, что в текущем году планирует выпустить вдвое больше продукции и таким образом выйти на показатели 2012 г., когда с конвейера сошло 41,5 тыс. автомобилей. Однако заместитель главы правления по финансовым вопросам и маркетинговым коммуникациям «УкрАВТО» Наталья Бей сообщила, что объем экспорта запланирован пока на уровне 2013 г.
«Мы ожидали, что появятся дополнительные возможности по экспорту в Россию, в частности, потому что Россия распространила действие утилизационного сбора на собственных производителей. Однако определить объемы раньше конца I квартала 2014 г. не представляется возможным», — уточнила она. Представитель «УкрАВТО» пояснила, что склады в России еще заполнены автомобилями, которые не попадают под действие утилизационного сбора, поэтому сказать сейчас, на какой уровень выйдут цены, пока сложно. «Мы сможем повысить свои планы по экспорту только в конце марта, и фактически поставки по новым скорректированным планам будут уже во II квартале», — добавила Бей.
В то же время «Богдан» уже планирует нарастить производство автомобилей и их экспорт. По словам Сергея Красули, в этом году корпорация намерена увеличить поставки в Россию прежде всего за счет китайских автомобилей JAC. «Экспорт JAC в Россию мы рассчитывает начать в конце I — начале II квартала», — уточнил он.
По данным ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», в январе 2014 г. отечественные заводы уже нарастили производство втрое по сравнению с тем же месяцем 2013 г., выпустив 3,2 тыс. легковых автомобилей. Однако такой рост объясняется низкой базой сравнения — в январе прошлого года было изготовлено очень мало машин.