В начале года компания «Бумсити» (сеть «Бум») продала один из пяти гипермаркетов в спальном районе Донецка торговой сети «Караван», сообщил «Капиталу» директор компании-продавца Денис Фоменко. Он отказался назвать сумму сделки. По оценке управляющего партнера консалтинговой компании Retainet Александра Ланецкого, собственники «Каравана» заплатили не менее $ 4‑5 млн за магазин, торговое оборудование и помещение. «Объект расположен в проходном месте в спальном районе города, а его площадь составляет около 8 тыс. кв. м», — аргументирует эксперт.
«Бум» продается
Проданный гипермаркет стал первым из всей сети, который нашел покупателя. По остальным торговым точкам переговоры еще ведутся. «Мы ведем диалог с «Сільпо», Varus, «Амстор», но никаких договоренностей пока не достигнуто», — рассказывает Фоменко. По его словам, на продажу выставлены не только помещения сети, но и весь операционный бизнес. По оценке Александра Ланецкого, цена объектов, в которых расположены торговые точки, составляет свыше $ 10,5 млн. «Сколько стоит операционный бизнес и оборудование — сейчас сложно сказать. Но не думаю, что дорого», — уточняет он.
По данным государственного предприятия «Информационно-ресурсный центр», компания «Бумсити» принадлежит Дмитрию Брагину, Андрею Стариченко, Нелли Куприной и Юрию Мироненко, который также является директором компании «Эффект» — крупнейшего донецкого дистрибьютора продуктов питания.
$ 40 млн намерена вложить компания «Бумсити» в строительство четырехэтажного торгового центра в Донецке общей площадью около 40 тыс. кв. м
Денис Фоменко не смог назвать конкретные причины, побудившие выставить продовольственную сеть на продажу. Но Ланецкий считает, что все дело в ужесточающейся конкуренции. Например, в первом полугодии 2013 г. компания «АТБ-маркет» открыла девять магазинов в Донецке. Сеть «Брусничка» в прошлом году обзавелась 22 новыми торговыми точками. «Амстор» в 2013 г. открыл два супермаркета, а в январе 2014 г. — еще один. О планах открыть магазины в Донецке уже заявляли Fozzy Group и Varus.
Из ритейлеров в девелоперы
Отказавшись от собственного розничного бизнеса, «Бумсити» намерен заняться девелопментом. По словам Дениса Фоменко, весной компания собирается приступить к строительству четырехэтажного торгового центра в Донецке общей площадью около 40 тыс. кв. м. «Завершить строительство рассчитывает в конце 2015 — начале 2016 г.», — добавил собеседник. По оценке заместителя директора по развитию девелоперской компании «Стокман» Сергея Овчинникова, в реализацию этого проекта необходимо вложить примерно $ 40 млн, а срок окупаемости составит около семи лет. Как ранее писал «Капитал», рынок торговой недвижимости Донецка сейчас не насыщен, а самым востребованным является только «Донецк-Сити» местного бизнесмена Игоря Гуменюка.
Но в ближайшие два года конкуренция на рынке донецкой торговой недвижимости ужесточится. В частности, компания «Инвестиции и развитие» Гуменюка намерена построить торгово-развлекательный центр «Меркурий» площадью около 50 тыс. кв. м. Объект планируется сдать к 2017 г. В этом году торгово-развлекательный центр Rose Park готовится ввести в эксплуатацию компания «Иммошан Украина» (входит в Auchan Group). Общая площадь центра составит 48 тыс. кв. м.
О перспективах новичка на высококонкурентном рынке пока судить рано. Смена деятельности потребует от компании овладения новыми компетенциями. Придется учесть множество деталей. Например, сетевые арендаторы не пойдут в торговый центр, если при его планировке будут допущены ошибки, полагает замдиректора департамента торговой недвижимости консалтинговой компании CB Richard Ellis Вадим Зинченко. По его мнению, четвертый этаж торгового центра целесообразно отдать под развлекательную зону, а третий — магазинам спортивной и молодежной одежды. Первые два этажа традиционно пользуются спросом у арендаторов.