В столичном PinchukArtCentre до 27 апреля проходит персональная выставка Яна Фабра. Отдельные произведения автора украинская публика уже видела. К примеру, в групповую выставку «Сексуальность и трансцендентность», которая проходила в PinchukArtCentre в 2010 году, попала инсталляция бельгийца «Фонтан мира» — автопортрет с оргазмирующим фаллосом. Нынешнюю выставку — первую в Восточной Европе масштабную сольную экспозицию художника — в столичном арт-центре готовили почти год. Генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, который дружит с Фабром более 20 лет и курировал несколько его проектов, в том числе и выставлявшийся на Венецианской биеннале в 2009 году, и заместитель Шнайдера Бйорн Гельдхоф отбирали произведения из двух свежих серий бельгийца.
Серию «Дань Бельгийскому Конго» художник начал в 2010 году, а «Дань Иерониму Босху в Конго» — в 2011‑м и продолжает их до сих пор: из 50 с лишним представленных в PinchukArtCentre произведений треть созданы специально для нынешней выставки. Работа над каждым произведением занимает несколько месяцев — художник создает картины по принципу мозаики из переливающихся зеленым, синим и золотым цветами надкрыльев жуков златок. «Я не убил ни одного жука», — оправдывается художник. Надкрылья он собирал в азиатских ресторанах, где блюда из насекомых есть в меню. А в качестве материала выбрал их за символизм. Во-первых, жук-скарабей с напоминающими драгоценный камень крыльями во фламандской живописной традиции, в том числе и у Иеронима Босха, к которому Фабр давно неравнодушен, обозначает переход от жизни к смерти. А во‑вторых, один из ареалов обитания златок — Республика Конго. С конца ХІХ века страна была колонией Бельгии, и именно этот эпизод из истории бельгиец выбрал в качестве центральной темы для двух своих серий.
На четвертом этаже PinchukArtCentre, где разместилась выставка Фабра, можно увидеть полную историю Конго времен бельгийской колонизации. Открывает экспозицию портрет Леопольда ІІ — короля Бельгии, который захватил Конго и обращался со страной и ее населением как с частной собственностью. Далее Фабр представляет зарисовки из тяжелой жизни рабов — избиение на плантациях, издевательство над детьми, плохо усваивающими западную науку, и прочие ужасы. Завершается выставка сюрреалистическими работами из серии «Дань Иерониму Босху в Конго». В них художник отходит от реализма и высказывается с помощью символов, вдохновленных самыми мрачными из произведений Босха — мастера XV‑XVI веков, знавшего толк в сарказме. На картинах Фабра рабы испражняются жемчугом, люди превращаются в змей, а шоколад и бриллианты становятся символами смерти.
Кроме масштабных картин из жуков, на выставке можно увидеть и десяток скульптур — человеческие черепа, отделанные блестящими надкрыльями все тех же златок и дополненные лезвиями, игральными картами, кнутами и мачете. Если картины о колонизации Конго еще не успели попасть на международные аукционы, то рассказывающие о той же теме черепа коллекционеры уже оценили. К примеру, в феврале 2012 года на лондонских торгах Christie’s скульптура «Божья птичка» ушла с молотка за $ 51 тыс. с превышением эстимейта почти в два раза.
Результаты торгов импрессионистами и модернистами
На первые в этом году крупные торги, прошедшие в Лондоне 4‑5 февраля и посвященные импрессионизму, модернизму и сюрреализму, Christie’s и Sotheby’s выставили больше, чем обычно, редких произведений искусства конца XIX — начала XX веков. В итоге продажа не появлявшихся на рынке последние 50 лет полотен Пикассо и Писсарро и ценных работ других классиков принесла рекордные результаты. Christie’s заработал за вечер 4 февраля $ 288 млн — больше, чем когда‑либо на вечерних торгах в Лондоне. Рекордной оказалась и выручка Sotheby’s — за два дня дом заработал $ 352 млн. Такие высокие результаты говорят о том, что арт-рынок вернулся на уровень докризисного 2008 года. Кроме того, больше половины проданных в Лондоне произведений оценивались в $ 1 млн и больше — именно этому ценовому сегменту эксперты предсказывают увеличение уровня продаж в ближайший год.
$56,7 млн
«Натюрморт
с клетчатой
скатертью»,
Хуан Грис
Картина стала самой дорогой из проданных на вечерних торгах Christie's и установила рекорд для произведений художника.
$32,1 млн
«Бульвар Монмартр,
весеннее утро»,
Камиль Писсарро
Топ-лот вечерних торгов Sotheby's ушел с молотка с превышением эстимейта и установил рекорд для произведений художника.
$27,5 млн
«Человек в море», Винсент ван Гог
Полотно продалось на Sotheby's с превышением эстимейта почти в два раза и стало самым дорогим произведением автора, проданным на торгах в Лондоне.
$24,4 млн
«Сидящая женщина в турецком костюме»,
Пабло Пикассо
Полотно, не выставлявшееся на торги последние полвека, продалось на Christie's без превышения верхнего эстимейта.
$17,9 млн
«Композиция №2 с синим и желтым», Пит Мондриан
Картина, выставлявшаяся на торги впервые, ушла с молотка на аукционе Christie's с небольшим превышением нижнего эстимейта.
$17,4 млн
«Цветные
цилиндры»,
Фернан Леже
Одно из самых важных произведений кубиста Фернана Леже продалось на Christie's со значительным превышением верхнего эстимейта.