Інтереси

театр

Польский фаворит театральных фестивалей покажет в Киеве и Виннице два уличных спектакля

Польский фаворит театральных фестивалей покажет в Киеве и Виннице два уличных спектакля
Сцена из шекспировского «Макбета». Актеры театра «Бюро путешествий» выступают на очень высоких ходулях и показывают очень эмоциональные спектакли

Во время своих представлений на открытых площадках познань­ская труппа не стремится увлечь публику праздничным маскарадом и весельем. Цель режиссера Павла Шкотака и компании прямо противоположна — захватить зрителя врасплох, огорошить, взять в плен и заставить, наблюдая за зрелищем, думать о серьезном. Недаром два привезенных в Украину спектакля — «Макбет: кто этот окровавленный человек?» и «Carmen funebrе» — повествуют больше о войне, чем о мире, а вместе с ней и о власти, неотделимой от жестокости.

14 и 15 июня в Киеве на Софийской площади (21:00) появятся своеобразные подмостки — в отличие от коллег, пользующихся на открытой местности разве что ходулями, «Бюро путешествий» выстраивает для «Макбета» причудливые сценические конструкции. Однако в остальном законов жанра — меньше слов, больше движения — придерживается. Здесь преобладают визуальные эффекты, а литературный текст служит лишь ориентиром для публики: злобный демон на байке — сам Макбет, три «шахидки», бегающие и скачущие на устрашающих ходулях (польские актеры используют едва ли не самые высокие в мире трехметровые приспособ­ления) — ведьмы-пророчицы, мученик в стальной клетке — король Дункан, аллегория страдания как такового.

«Путешественники» умеют нагнетать эмоции. Пляшущий огонь факелов, сухой стук трещоток, фейерверки, выстрелы холостыми, драматическая музыка, рев мотоциклов — все усилия направлены на то, чтобы атмосферу неуверенности и тревоги сгустить до мистической черноты. Ведь во вселенной зла нет места светлым душевным порывам. И если на уличные постановки принято ходить с детьми, то «окровавленное» развлечение явно не для юных глаз.

А вот критики и эксперты «Бюро» любят до изнеможения. Практически все спектакли этого коллектива увенчаны Гран-при, и гастрольная география театра более чем убедительна: пять континентов, сорок шесть стран. С этой точки зрения наиболее показательна «Carmen funebrе», которую представят в Виннице (16 июня, 21:00), — в 2011 г. она стала одним из главных событий престижного Эдинбургского фестиваля.

«Похоронная песня» (так переводится название спектакля) заостряет мотив тирании до предела. На эту работу еще в начале 1990‑х Шкотака «вдохновили» балканские межэтнические конфликты. По прошествии лет векторы в Европе изменились, но тема стала еще актуальнее. На Театральной площади построят железные башни, и их бесчувственные стражи (олицетворение насилия) будут буквально выщелкивать кнутами из толпы своих коллег, изображающих жертв.

Однако в бессюжетной «Carmen funebrе», где палачи стремятся уничтожить любые мелочи, напоминающие о нормальном существовании, — будь то уютный чайничек или предметы одежды, режиссер оставляет своим героям надежду. Хотя бы в эпизоде, когда униженные и оскорбленные выпускают в небо воздушные шарики с привязанными к ним хрупкими бумажными домиками. Может быть, не самая впечатляющая, но однозначно — самая трогательная сцена в обеих постановках.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама