Рекламу лекарств могут запретить полностью. Государственная служба по лекарственным средствам инициирует введение двухлетнего моратория на рекламу безрецептурных лекарств, сообщил «Капиталу» председатель Гослекслужбы Алексей Соловьев. Он отметил, что сейчас ведомство разрабатывает соответствующий законопроект. «Я думаю, он может быть инициирован Кабинетом министров», — уточнил Соловьев.
Советник по вопросам здравоохранения вице-премьер-министра Константина Грищенко Михаил Бно-Айриян сообщил, что обсуждается не только полный запрет, но и, к примеру, ограничение количества показов того или иного препарата в течение одного дня на одном телеканале.
Свою инициативу Алексей Соловьев поясняет проблемой перекоса в структуре потребления лекарств в Украине. По его данным, только 33 % лекарств, представленных в Украине, являются рецептурными, то есть препаратами, которые действительно оказывают клинический эффект. «Остальной объем потребления приходится на безрецептурные лекарства, которые оказывают симптоматическое воздействие, многие из них фактически покупаются пациентами напрасно, попросту давая прибыль фармкомпаниям», — говорит Алексей Соловьев.
Он добавляет, что на европейских рынках картина абсолютно другая — от 60 % до 90 % потребления приходится на рецептурные лекарства.По итогам моратория будет проведен анализ, насколько запрет рекламы лекарств эффективно повлияет на изменение структуры потребления лекарств в Украине, продолжает Алексей Соловьев. «Мы получим статистические данные — насколько чаще пациенты стали обращаться к врачам за консультациями, а не к рекламе», — говорит он, утверждая, что врач не будет рекомендовать абсолютно каждому пациенту ферментный препарат после каждого приема пищи и т. п.
История вопроса
В последний раз регулирование рекламы лекарств менялось в Украине в конце 2011 г. Тогда Верховная Рада приняла закон, в соответствии с которым в Украине вводился полный запрет на рекламу рецептурных препаратов. Кроме того, был введен запрет на рекламу ряда безрецептурных препаратов, список которых было поручено сформировать Минздраву. В конце лета 2012 г. соответствующий перечень был опубликован Минздравом — сейчас в него входит более 270 безрецептурных препаратов, зарегистрированных в Украине. На сайте Государственного реестра лексредств Украины нельзя разделить зарегистрированные в Украине препараты на рецептурные / безрецептурные, однако, по данным профильного сайта Apteka.ua, в январе-октябре 2012 г. на украинском аптечном рынке реализовалось 4,4 тыс. безрецептурных препаратов. Таким образом, сейчас под ограничение рекламирования попадает только немногим более 6 % продаваемых в стране безрецептурных препаратов.
Найти поддержку
Инициативу Гослекслужбы поддерживают общественные объединения, выступающие за права пациентов. «Отличная идея. Мы ее уже четыре года продвигаем!» — кратко прокомментировал вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик. Поддерживает Гослекслужбу и председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко. «Рекламу лекарств необходимо полностью запретить до тех пор, пока в Украине не будет работать механизм фармацевтической опеки», — говорит он. То есть когда провизоры в аптеках превратятся из продавцов в действительно работников здравоохранения, которые должны будут перед отпуском лекарственного средства уточнить у пациента, как минимум, для кого оно предназначается — ребенку или взрослому, выяснить, есть ли угрожающие симптомы, при которых нужно пациента срочно отправить к врачу и т. д., и только после этого предложить безрецептурный препарат, объясняет он. Сейчас же провизоры работают исключительно на объем продаж, но не на здоровье пациентов, считает Владислав Онищенко.
60-90% рынка лекарственных средств в странах ЕС составляет доля рецептурных препаратов
Введение моратория не находит поддержки и у производителей лекарств. Запрет на рекламу приведет к тому, что компании, которые имеют сильные известные бренды, свои позиции укрепят, а новые компании выйти на рынок не смогут, считает директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков.
Перейдут в теневой сегмент
От запрета рекламы пострадают телеканалы. В 2013 г. фармкомпании потратили на рекламу на телевидении 918 млн грн, что составляет более 21 % затрат всех рекламодателей на прямую рекламу на телевидении. «Отсутствие ТВ-рекламы создаст условия для роста коррупции на фармацевтическом рынке», — считает генеральный директор сейлз-хауза StarLight Sales (продает рекламу на телеканалах СТБ, ICTV, «Новый», М1, М2, QTV) Андрей Партыка. Сейчас хотя бы глобальные компании работают на этом рынке прозрачно, говорит он. «Для продвижения своих брендов они пользуются телерекламой. Мораторий на ТВ-рекламу приведет к перераспределению рынка в пользу коррупционных структур», — говорит Партыка.
Примеры полулегальных каналов продвижения приводит Иван Глушков: прямую почтовую рассылку и рекламу через интернет. «Прямая почтовая рассылка предполагает работу с большим массивом персональной информации о пациентах, а ее обращение сильно ограничено. Соответственно, такие базы данных будут добываться, покупаться полулегальными способами», — рассказывает Глушков. «Продвигать же препараты с помощью интернета придется с помощью сайтов, которые находятся за пределами Украины, соответственно, госорганам сложно будет контролировать публикуемую на них информацию о препаратах», — рассказывает он.