В качестве выхода из текущего противостояния в Украине часть политиков и экспертов предлагают восстановить действие редакции Конституции от 2004 года. Мол, объем властных полномочий в действующем Основном законе распределен неравномерно — с большим перевесом в пользу института президента, а роль партий нивелирована. Такая ситуация, по мнению апологетов идеи возвращения к предыдущей редакции Конституции, стала основной причиной неэффективности власти, привела к ее глубокому отчуждению от общества.
Во многом эта позиция является обоснованной. Действительно причиной нарастающего противостояния общества государству стала коррупция, некомпетентность и безответственность всех ветвей власти. С другой стороны, эти же пороки были характерны и для властей, действовавших по правилам, предписанным Конституцией-2004.
Политики, предлагающее вернуть предыдущую Конституцию, отчасти преследуют благие намерения. Им нужен зримый результат стояния майданов в стране, который можно было бы выдать за их победу. С другой стороны, организация власти по принципам, заложенным в той редакции, отнюдь не повысит эффективности государственных учреждений. Просто коррупция из вертикально организованной станет горизонтальной и вернет себе более заметный партийный окрас — коалиционное правительство, зависимое от парламентских партийных фракций, будет не менее коррумпированным и популистским, чем зависимое от президента.
Поэтому кажущийся таким простым выход из кризиса на самом деле лишь усугубит его. Да и выдать такой шаг Майдану как его победу невозможно — люди, стоящие там, вполне в состоянии «отличить зерна от плевел».
Как же поступить в таком случае? Принять Конституционное соглашение — акт, который определит порядок формирования и полномочия «кризисного правительства», срок их действия, сроки принятия новых законов о выборах парламента, местных советов и президента, даты их проведения. Этим же или отдельным актом, проголосованным в пакете с соглашением, следует освободить от юридических преследований всех участников протестов.
Что же касается новой Конституции, то ее разработку специальным решением парламента следует поручить представительной Конституционной комиссии, где бы принимали участие в том числе и члены, предложенные общественностью, в частности и через механизм выдвижения на майданах, сколь бы это ни выглядело странным для такого ответственного дела. Уровень самоорганизации, солидарности и взаимной ответственности граждан, стоящих на майданах, таков, что они вполне могут выдвинуть компетентных специалистов для подготовки текста нового Основного закона.