Крупнейший российский интернет-магазин Ozon.ru собирается выйти на украинский рынок. Генеральный директор этой компании Маэль Гаве заявила в интервью интернет-изданию The Next Web, что после запуска магазина в Казахстане в плане ее дальнейших действий есть Украина. Компания начала экспансию в соседние страны, получив в 2011 г. дополнительное финансирование в размере $ 100 млн от российского фонда ru-Net.
Онлайн-мегамаркет Ozon.ru был открыт в 1998 г. и является одним из первых российских проектов электронной коммерции. В его ассортименте более 1,5 млн наименований товаров. Число зарегистрированных пользователей превышает 5,6 млн человек. Чистая выручка компании в 2012 г. составила 7,77 млрд руб. (970 млн грн), что на 63 % больше, чем в 2011 г.
Ozon.ru не предвидит сложностей для работы в нашей стране. «Украина — очень компактная страна, вопрос доставки товаров решен прекрасно, и это безусловный плюс. На рынке существует несколько игроков, предлагающих хорошие условия и сроки доставки», — заявила «Капиталу» представитель компании Мария Назамутдинова. К тому же электронная торговля в Украине развита гораздо лучше, чем в других бывших союзных республиках, добавила она.
Как рассказывает Назамутдинова, на данный момент на заказы из‑за границы (в том числе из Украины) приходится лишь несколько процентов от оборота компании. «В основном заказывают книги, так как из‑за законодательных ограничений другие товары мы доставлять пока не можем», — отмечает она.
По мнению директора одного из самых больших в Украине книжных интернет-магазинов «Якабу» Ивана Богдана, Ozon.ru может стать ценовым лидером среди украинских интернет-магазинов. Но существующие игроки очень конкурентны, хорошо ориентируются в локальной среде и достаточно агрессивны. «Поэтому магазину в любом случае следует готовиться к войне на многих фронтах», — сказал он. «Не стоит забывать, что в Украине есть свой Ozon.ru — Rozetka.ua», — заметил директор книжного интернет-магазина Kniga.biz.ua Дмитрий Лаппо. Именно для этого интернет-магазина выход Ozon.ru может стать «комом в горле», считает Лаппо. «Выход российского онлайн-магазина замедлит развитие Rozetka.ua в сторону супермаркета (в сторону увеличения товарных групп. — «Капитал»), — отмечает менеджер.
В Rozetka.ua этого мнения не разделяют. «У Ozon.ru нет никаких успехов в России, и вероятность того, что с выходом на наш рынок для нас что‑то изменится, очень небольшая», — заявил «Капиталу» владелец Rozetka.ua Владислав Чечеткин. В то же время Лаппо не исключает, что одной из причин выхода Ozon.ru в Украину действительно могли стать потери позиций на родном рынке. «Ozon.ru уже не первый по продажам и оборотам в России. Возможно, из‑за этого компания осваивает рынки на просторах СНГ», — добавляет он.
Участники рынка считают, что больше всего от появления нового крупного игрока потеряют книжные интернет-магазины и продавцы дисков. «В Украине немного таких магазинов, «гигантов» можно сосчитать по пальцам. Ozon.ru может отобрать у них 30‑40 % рынка», — считает Лаппо.
Согласно исследованию компании Digital Guru, в 2012 г. около 33 % активных украинских интернет-покупателей (2,1 млн чел.) покупали книги и диски в онлайн-магазинах. «Вопрос захвата доли книжного рынка в первую очередь затрагивает книжный офлайн Украины, так как рост онлайна в последние несколько лет происходил за счет сокращения традиционных продаж, а не органического роста этого рынка», — считает Иван Богдан. Участники рынка оценивают книжный сегмент интернет-торговли по‑разному — от 400 млн грн до $ 400 млн.
Новый игрок может начать демпинговать на рынке. «Чтобы быстрее завоевать аудиторию, российская компания может предложить покупателям различные эконом-акции, безумные скидки», — говорит Богдан. От таких действий пострадает весь украинский сегмент интернет-торговли. «У Ozon.ru., несомненно, достаточно ресурсов, чтобы представлять серьезную угрозу для книжного офлайна, хотя будет ли эта угроза экономически оправдана для самого нового игрока — вопрос», — добавляет эксперт.