Как рассказал «Капиталу» источник в Кабмине, документ был одобрен в целом и направлен на доработку технических моментов. Хотя на этапе согласования программа была одобрена всеми заинтересованными министерствами практически без замечаний.
Бюджетный вопрос
Концепция программы была утверждена правительством еще в конце 2011 г. После этого Мининфраструктуры разработало сам документ.
Однако в прошлом году его так и не утвердили. По сравнению с предыдущей версией в одобренной госпрограмме сократился объем финансирования и уменьшилась нагрузка на государственный бюджет. Соответственно, увеличилась нагрузка на бюджеты городов.
Всего же, по предварительным расчетам Мининфраструктуры, четырем городам потребуется 54,09 млрд грн.
Причем, согласно программе, около 70 % этой суммы — более 38 млрд грн — потребуется Киеву. Из которых более половины, 23 млрд грн, придется изыскать в столичном бюджете. Окончательные объемы финансирования будут определяться ежегодно при составлении проектов государственного и местных бюджетов.
Также предлагается, чтобы финансирование проектов, помимо государственных и муниципальных денег, осуществлялось за счет собственных ресурсов метрополитенов и частных инвестиций.
Однако в документе не уточняется, на каких именно условиях будет происходить частное капиталовложение. В программе на частные источники финансирования предусмотрено 3,6 млрд грн, что составляет лишь 6 % от общей суммы. Примечательно, что уже в 2013 г. на реализацию программы в четырех городах необходимо 3,5 млрд грн. Однако в бюджетах городов нет и половины средств, указанных в программе. К примеру, в бюджете Киева на этот год на строительство и развитие метрополитена предусмотрено лишь 320,9 млн грн.
По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, правительственная программа может остаться только на бумаге, если не будут пересмотрены и четче прописаны другие механизмы и источники финансирования. Директор Института города Александр Сергиенко признается, что строительство новых станций действительно позволит решить транспортную проблему в городах-миллионниках. Однако местные бюджеты не выполняются, и даже для Киева, с его финансовыми возможностями, предложенные суммы будут неподъемными, не говоря уже об остальных городах. «Только линия метро на Троещину обойдется в 13 млрд грн. Этот проект рассчитан на пять лет. Чтобы его реализовать, городу нужно либо одалживать, либо собирать больше налогов», — говорит эксперт.
Городские проблемы
Программа предусматривает, что за семь лет — с 2013 г. по 2020 г. — в Киеве должно появиться 23 новых станций метро, в Харькове — пять и в Днепропетровске — три. Накануне гендиректор «Киевметростроя» Владимир Петренко в интервью «Интерфакс-Украина» заявил, что уже осенью может начаться строительство метро на Троещину.
По словам чиновника, сегодня рассматривается несколько вариантов финансирования этого проекта — как за счет государственного и местного бюджета, так и за кредитные средства. Ранее глава КГГА Александр Попов заявлял, что город намерен при содействии российского Внешэкономбанка привлечь кредит на сумму $ 700 млн под этот проект. И, вероятнее всего, деньги будут привлечены под государственные гарантии.
В Харькове строительство новых станций, в частности станции «Победа», намерены профинансировать за счет средств, вырученных от продажи стадиона «Металлист». В мае горсовет внес изменения в городскую программу строительства и развития Харьковского метрополитена на 2010‑2015 гг., предложив изменить проект строительства станций «Державинская» и «Одесская», поскольку предыдущий проект устарел. По словам замдиректора департамента строительства и дорожного хозяйства Харькова Анатолия Кравчука, при наличии полного финансирования после ввода в эксплуатацию двух станций начнется строительство новой линии метро.
Днепропетровск — единственный город, где финансирование строительства новых станций метро будет осуществляться не за государственные деньги. Согласно программе, 3,6 млрд грн город получит из «других источников», одним из которых может стать Европейский инвестиционный банк. Еще в марте замминистра экономического развития и торговли Анатолий Максюта, встречаясь с представителями банка, заявил о возможности предоставления городу кредита на строительство метро в € 152 млн.
Самая неопределенная ситуация в Донецке. Здесь к 2020 г. финансирование госпрограммы предусмотрено лишь в размере 376 млн грн. В основном деньги пойдут на разработку технической документации и обоснования строительства линии скоростного транспорта. Мэр города Александр Лукьянченко ранее сообщал, что, по предварительным оценкам, на проект надземного метро Донецку понадобится около 8 млрд грн. В связи с этим его реализация в ближайшие годы маловероятна. По словам Лукьянченко, город мог бы построить метро только в том случае, если бы государство оставляло в казне Донецка хотя бы половину местных налогов, которые город вынужден перечислять в госбюджет.