Інтереси

искусство

Послевоенное и современное искусство — поле самых активных продаж и быстрых прибылей

Раздел послевоенного и современного искусства на арт-рынке держит планку самого прибыльного и динамичного. В общем объеме аукционных продаж искусство второй половины ХХ — начала ХХI веков занимает около трети, уступая в размахе только искусству модернистов.

Путь наверх

Беспрецедентный рост этого сегмента рынка начался около десяти лет назад. Еще в 2003 году, по данным французской аналитической компании Artprice, в десятку самых продаваемых на аукционах художников попадали лишь такие мастодонты, как Ротко и Уорхол, а из ныне живущих — только Герхард Рихтер. В остальном пальму первенства по степени популярности у коллекционеров прочно держали импрессионисты и модернисты с Пикассо и Ван Гогом во главе. Баскья по объему годовых продаж был тогда на 25‑м месте, Джефф Кунс — на 76-м, 77‑е место занимал главный фаворит прошлого года Фрэнсис Бэкон.

В последующие годы, вплоть до 2008‑го, современное искусство активно набирало обороты. Этому способствовали и новые развивающиеся рынки во главе с Китаем, и новые коллекционеры, привлеченные в аукционные залы, и пришедшие на арт-рынок специализированные инвестиционные фонды. На 2007‑2008 годы пришелся пик продаж — оборот современного искусства вырос на 50 %, а обладание им (так же как и посещение вечеринок крупных ярмарок) стало элементом престижа — как дорогие часы и хороший автомобиль.

Кризис не мог не отразиться на искусстве. И если старых мастеров коллекционеры продолжали покупать, логично рассуждая, что уж Рафаэль и Рембрандт не подешевеют никогда, то цены на современные произведения за 2009 год упали на 48 %. А дальше произошла логичная коррекция — уже в 2011 году цены начали стремительно расти, однако решения коллекционеров стали более взвешенными. Безусловными топ-лотами теперь становятся работы тех художников, чей авторитет в истории искусства уже неоспорим (Уорхол, Бэкон, Ротко), а из следующего поколения — тех, чье мастерство и новаторство очевидно (Кунс, Рихтер).

Новые рекорды

В 2013 году выручка департамента послевоенного и современного искусства Christie’s составила $ 2 млрд, показав рост по сравнению с предыдущим годом на 26 %, то есть почти на треть. Результаты Sotheby’s оказались скромнее, но обоим аукционным домам в ноябре 2013 года в Нью-Йорке удалось провести торги, ставшие рекордными за всю их историю — один лишь вечерний аукцион современного искусства принес Christie’s $ 691,6 млн, аналогичные торги Sotheby’s показали результат в $ 380,6 млн. На этих двух исторических аукционах было установлено большинство годовых рекордов. Из десяти самых дорогих лотов прошлого года лишь два — бронзовая голова Альберто Джакометти и картина Нормана Роквелла — относятся к более раннему временному периоду. Помимо нашумевшего триптиха Бэкона, в число рекордсменов попали работа Энди Уорхола «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)», Sotheby’s, $ 105,4 млн, оранжевая «Собака из воздушных шариков» Джеффа Кунса, ставшего самым дорогим среди ныне живущих художников (Christie’s, $ 58,4 млн), абстракция Джексона Поллока «№ 19» (Christie’s, $ 58,36 млн), работы Роя Лихтенштейна, Герхарда Рихтера, Барнетта Ньюмана, Жан-Мишеля Баскьи и целого ряда других художников. И это не случайно.

$ 70 млн за такую сумму был продан «Портрет говорящего Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона на последних торгах современным искусством Christie’s

«Предыдущий год не был отмечен появлением знаковых шедевров импрессионизма или искусства начала XX века, — рассказала «Капиталу» пресс-секретарь Christie’s Елена Курбацкая. — Поэтому в списке топ-лотов года фигурировали в основном работы представителей второй половины XX века. Интерес коллекционеров переместился к более позднему, но активно набирающему обороты послевоенному периоду, одна из самых одиозных фигур которого — Фрэнсис Бэкон. Коллекционеры стремятся вкладывать деньги в более доходные инструменты, так как в течение многих лет произведения искусства доказывают свою способность сохранять и преумножать вложения во времена нестабильности. Одним из ярких примеров доходности инвестиций в современное искусство может служить продажа холста Лючио Фонтаны «Пространственный концепт. Конец Бога» в ноябре 2013 года за $ 20,9 миллиона, тогда как 10 лет назад его цена составляла $ 1,3 млн».

Первые результаты нового года подтверждают эту тенденцию. На прошедших на прошлой неделе в Лондоне торгах современным искусством Christie’s снова лидировал Бэкон. «Портрет говорящего Джорджа Дайера», на котором изображен близкий друг художника, ушел за $ 70 млн, став самым дорогим единичным полотном Фрэнсиса Бэкона. Последний раз портрет выставлялся на торги в 2000 году. Тогда он был продан за рекордные для того времени $ 6,6 млн.

Дорогу молодым

Высший ценовой сегмент является хорошим показателем общих рыночных тенденций. Но если говорить о более молодом поколении современных художников и более доступных ценах, то за ними логично отправляться на биеннале и ярмарки. Первые дают представление о современных трендах и помогают сориентироваться в море информации, вторые — предлагают увиденное в достаточном ассортименте. Рост цен при этом тоже неизбежен. Например, гиперреалистические скульптуры южноафриканского художника Эвана Пенни, который сейчас живет в Канаде и хорошо продается на всех крупных ярмарках, за последние пять лет выросли в цене в три раза, до $ 70‑100 тыс. Самый яркий пример взаимодействия в этой сфере — Венецианская биеннале и не случайно открывающаяся через две недели после нее ярмарка в Базеле. Несмотря на некоммерческую обертку и отсутствие прямых продаж, Венецианская биеннале на деле является важной движущей силой рынка. Галереи и художники заинтересованы в участии не только ради всемирной славы — удачный показ на биеннале непременно оборачивается коммерческим успехом. И если в Венеции вас поразил чей‑то проект, не сомневайтесь — на Art Basel вас обязательно встретит тот же художник.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама