На прошлой неделе опубликованы результаты опроса, проведенного с 24 января по 1 февраля Киевским международным институтом социологии и центром «Социс» по заказу Комитета избирателей Украины.
Примерно половина страны поддерживает Майдан, столько же воспринимает его отрицательно. Отношение к происходящему резко поляризовано по регионам. Если на северо-западе проживает 70 % сторонников Майдана и 25 % его противников, то на юго-востоке наоборот — 21 % и 73 % соответственно.
А почему, собственно? Может быть, в одной части страны лучше экономическое положение, справедливее суды и люди больше довольны властью, чем в другой? Не думаю. Оценка экономического положения и в юго-восточном, и в северо-западном регионах статистически не отличается и составляет примерно 3 балла по шкале от 0 («очень плохое») до 10 («очень хорошее»). Также в этих областях практически отсутствует разница в оценке благосостояния семьи по той же шкале —3,3 и 3,6.
Местным органам власти и там и там не доверяет примерно половина населения —55 % и 51 %. Милиции на юго-востоке не верят около 70 % жителей, несмотря на то что она доблестно защищает народ от «националистов» (правда, на северо-западе таких людей 85 %). Не полагаются на честные суды на юго-востоке 75 % населения (на северо-западе — 85 %). Разница есть, но она несущественная и не объясняет поляризацию отношения к Майдану.
Думаю, главная причина — недоверие к оппозиции. На юго-востоке у нее 84 % противников (на северо-западе — только 40 %). Юго-восточный регион воспринимает эту политическую силу как националистическую: лидеры говорят на украинском и их выступления рассчитаны на центр и запад страны.
Оппозиционеров меньше волнует, как они выглядят на юго-востоке, — все они конкурируют на одном электоральном поле. Эту ситуацию усугубляют популярные в этих областях СМИ. Например, «Интер» там смотрят 84 % населения, на северо-западе — 58 %, а «5‑й канал» — 35 % и 61 % соответственно. К тому же в юго-восточном регионе более популярны российские телеканалы с крайне тенденциозным освещением событий на Майдане.
Оппозиция ориентируется на северо-запад, стараясь выглядеть более решительной в борьбе с властью в глазах своего электората. В то же время действия некоторых оппозиционных сил, воспринимаемые как политика оппозиции в целом, уменьшают ее шансы на победу в выборах. Например, уничтожение памятника Ленину или факельное шествие в честь Бандеры мобилизуют избирателей на юго-востоке и увеличивают электоральный рейтинг власти.