В январе-мае украинский банковский сектор наслаждался обилием дешевой ликвидности, но это так и не дало ему стимул удешевить кредиты и активизировать их выдачу. Об этом свидетельствуют данные отчета Национального банка «Основные тенденции денежно-кредитного рынка Украины за май 2013 г.»
Деньги, не делающие деньги
С начала года объем наличности вне банков увеличился на 5,3 % — до 213,9 млрд грн. Это результат роста номинальных доходов населения, полагает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Так, среднемесячная зарплата украинцев выросла почти на 4 % в январе-апреле. Кроме того, население последние два месяца активнее продает инвалюту, чем покупает, что также увеличивает объем гривневой «налички» вне банков. Снизить объем наличности на руках поможет ограничение с 1 сентября максимальной суммы наличных операций на уровне 150 тыс. грн, решение о котором НБУ принял 6 июня. В Национальном банке рассчитывают, что такой шаг позволит увеличить ресурсы банковской системы и расширить объем безналичных расчетов. По оценкам заместителя главы НБУ Веры Рычаковской, реализация этого решения сформирует для банков дополнительную ликвидность в размере 14‑16 млрд грн в год.
Между тем участники банковского сектора и так не спешат пользоваться уже доступными денежными ресурсами. На первый взгляд, свежая статистика НБУ свидетельствует о постепенной активизации банковского кредитования. За пять месяцев кредитный портфель украинского банковского сектора вырос на 1,9 %, или на 15,6 млрд грн, в то время как за тот же период прошлого года он сократился на 0,3 %, или 2,7 млрд грн. При этом три четверти прироста в этом году обеспечили займы юрлицам, которые, как рассказывает Александр Жолудь, или реструктуризировали длинные кредиты, или брали короткие на пополнение оборотных средств.
Однако сегодня банки могли бы развивать кредитование и более интенсивно — средства позволяют. Объем остатков по депозитам вырос за январь-май на 37,0 млрд грн, или на 6,5 %. А значит, у банков осталось 21,4 млрд грн, поступивших от прироста депозитов, которые так и не были использованы для прироста кредитов.
Частично это связано с невостребованностью слишком дорогих кредитов — среднерыночная ставка по кредитам в гривне составила в мае 15,57 %, в инвалюте — 9,34 %. Правда, со временем они могут пойти вниз. 6 июня впервые за последний год Нацбанк принял решение урезать учетную ставку. С 10 июня она снизилась на 0,5 процентных пункта до 7 % годовых. В НБУ рассчитывают, что этот шаг поможет сделать кредиты более дешевыми и, следовательно, более популярными. «Решение про снижение учетной ставки будет позитивно воспринято рынком и будет стимулировать увеличение объема кредитования», — прокомментировал эту инициативу глава НБУ Игорь Соркин. Но эксперты относятся к этому скептически. По мнению Александра Жолудя, в Украине, в отличие от развитых стран, прослеживается слабая связь между учетной ставкой и ставкой по кредитам.
Инстинкт накопления
Пока объем депозитов растет заметно быстрее объема выданных кредитов, значительная часть поступающих в финучреждения денег оседает на их корреспондентских счетах. За пять месяцев остатки на корсчетах выросли на 9,5 млрд грн, до 28,6 млрд грн, то есть до максимума за полтора года. Кроме того, накоплению у банков большого объема неиспользованной ликвидности способствует отсутствие валютных колебаний, объясняет специалист по торговле облигациями ИК Concorde Capital Юрий Товстенко. С начала года курс гривни стабилизировался, и девальвационные ожидания значительно снизились, поэтому Нацбанку больше не было смысла активно продавать доллары для стабилизации курса, как он это делал осенью. Тем самым регулятор перестал и изымать избыточную гривневую ликвидность с рынка, которая теперь доступна на межбанковском рынке по минимальным ставкам — под 0,5‑1 % кредиты овернайт и под 3‑5 % — месячные кредиты. Банки этим активно пользуются. В январе-мае они привлекли 14,5 млрд грн рефинансирования в среднем под 7,85 % годовых и 56,6 млрд грн под 2,57 % в ходе мобилизационных операций. Для сравнения — в аналогичном периоде прошлого года они привлекли 17,2 млрд грн рефинансирования под 8,68 % и лишь 16,2 млрд грн под 2,6 % с помощью мобилизационных операций.
Теоретически банки могли бы не удерживать этот дешевый кредитный ресурс на корсчетах и пустить его на кредитование, но от этого их удерживают две причины. Во-первых, дорогая депозитная база. «Банкам приходится сохранять высокие ставки по депозитам на уровне 17‑20 %, потому что иначе они сейчас не смогли бы привлечь деньги физлиц, опасающихся девальвации осенью», — говорит Юрий Товстенко. Во-вторых, банки сами опасаются валютных колебаний во второй половине года. Ведь в случае ослабления гривни, рассказывает экономист, Нацбанк может начать препятствовать ей, выводя из банковской системы гривневую ликвидность. И тогда стоимость краткосрочных заемных ресурсов на межбанке может взлететь примерно до 20 % годовых, что сделает ранее выданные дешевые кредиты неприбыльными для финучреждений.