Дебютный Фестиваль молодой украинской режиссуры им. Леся Курбаса в прошлом году проводили в Белой Церкви. А в этом решили не рисковать и, чтобы фестиваль не остался без зрителей, переместили смотр подающих надежды постановщиков в столицу. Работы киевлян дополнили спектаклями из Харькова, Одессы, Донецка, Винницы и Львова, часть показов еще впереди (фестиваль завершится 22 июня), но даже в этой объемной картине Одесса выглядит по‑своему исключительным явлением. Тамошние коллективы крайне редко гастролируют в Киеве, а между тем театральная жизнь города — и академическая, и студийная — весьма разнообразна. В фестивальную программу вошли две разные постановки, созданные по принципу «сделай сам»: за все, от создания текста до его сценической реализации, отвечали участники процесса с одесской пропиской.
Драматурга-бизнесмена Александра Марданя, чьи отчасти графоманские тексты давно оккупировали Украину и многие сцены постсоветского пространства, не ругал только ленивый. Но было бы странно, если бы на автора, который готов финансово помогать театрам, взявшимся поставить его пьесы, не обращали внимания на малой родине. «Театр на Нежинской» привез его «Борщ в четыре руки» в постановке и сценографии Натальи Афанасьевой. Двое артистов — Он (Павел Савинов) и Она (Карина Шрагина) — помещены в соседние, разделенные перегородкой половинки кубической декорации. У обоих после развода остались лишь воспоминания и размышления. Видимо, втиснуть в них как можно больше уместных и неуместных бытовых острот и было целью писателя, который сделал из своего «Борща» стенограмму кухонных исповедей. Тем более удивительно, что эта стоячая словесная вода все же выносит персонажей к условному хеппи-энду — Он и Она встречаются, и все произнесенное за полтора часа о «бывших» теряет смысл и тут же забывается.
Если герои Марданя — анонимные граждане, то «Театр на Чайной» решил со многими интимными подробностями пересказать биографию великой танцовщицы Айседоры Дункан. Ради чего Ирина Настасийчук сочинила «Историю одной босоножки» и сама же, но уже под своим настоящим именем — Ирина Костырко — сыграла в ней главную роль, доверив постановку мужу, Денису Костырко. В душевном, но все же крайне наивном действии участвуют трое — собственно Айседора, ее регулярно падающая в обморок мама (Янина Крылова) и множащийся в бесконечном количестве карикатурных мужских персонажей Александр Бойко. Правда, Сергею Есенину повезло больше, чем театральному реформатору Гордону Крегу и британскому аристократу с вагнеровским именем Лоэнгрин — на переезде героини в Россию драматург решила поставить точку и до певца русской деревни не добралась.
Главный вывод, который режиссер планомерно навязывает зрителю, единственный: искусство важнее любви, денег и детей. Но образ существования «Театра на Чайной» доказывает совершенно противоположное. Одесский театр, как натуральное хозяйство — дело семейное. Поэтому, надо полагать, при всех изъянах, долгоиграющее.