В четверг вступил в силу «Закон о морских портах», закрепляющий положения портовой реформы, инициированной Кабинетом министров и Министерством инфраструктуры. Документ позволит портам привлекать инвесторов на условиях концессии. Как заявил вчера министр инфраструктуры Владимир Козак, концессия позволит обновить изношенную на 90 % инфраструктуру государственных портов, увеличить транзитные грузопотоки и конкурентоспособность отечественных портов на международном рынке.
АМПУ начинает работу
Одновременно со вступлением в силу закона начала действовать Администрация морских портов Украины (АМПУ). Как ожидается, новое государственное предприятие переведет на себя львиную долю поступлений в виде портовых сборов и платежей по действующим договорам с частными стивидорными компаниями, которые регулируют использование стратегических объектов портовой инфраструктуры. «Таким образом, с одной стороны, АМПУ станет распорядителем внушительных денежных поступлений, с другой — будет вынуждена изыскивать средства на поддержание и ремонт причалов, которые, увы, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют срочных капиталовложений», — рассказал «Капиталу» руководитель практики морского права юридической фирмы АНК, адвокат Артем Волков.
Тарифные новшества
«Закон о морских портах» вносит изменения в тарифную политику. Все тарифы на портовые услуги становятся свободными, за исключением специализированных услуг (лоцманская проводка, регулирование движения судов и проведение ледокольных работ), а также услуг, которые покрываются портовыми сборами. Артем Волков отметил, что по задумке авторов закона, «специализированные услуги» могут оказывать только субъекты естественных монополий. Cтивидорные компании, которые оказывают услуги портовой перевалки, равно как морские агенты и буксирные компании, не являются такими монополиями.
Как сообщил «Капиталу» и. о. председателя АМПУ Юрий Васьков, о влиянии свободных тарифов с точки зрения конкуренции между портовыми операторами пока судить сложно. «Правильно было бы, чтобы это привело не к падению рентабельности, а как минимум к сохранению, а может и росту. Чтобы сам по себе бизнес был рентабельным и имел возможность инвестировать», — добавил он.
По мнению руководителя Южно-Украинского филиала адвокатского объединения Arzinger Андрея Селютина, тарифные нововведения повысят гибкость стивидорных компаний. Те из них, кто имеет резервы для снижения цен на свои услуги или способны обеспечить более высокое качество услуг, окажутся в выигрыше. «Для тех, у кого нет такой возможности, фиксированные тарифы, наоборот, были более выгодными, поскольку ценовой конкуренции не было», — сказал он «Капиталу».
«Безусловно, свободные тарифы будут способствовать росту конкуренции на рынке», — считает Александр Смирнов, генеральный директор компании «Портинвест», управляющей портовыми активами СКМ Рината Ахметова. «Тарифы на услуги по перевалке грузов, предоставляемые компанией «Авлита», будут соответствовать рынку», — добавил он.
Государство ставит на концессию
Наряду с такими моделями, как совместная деятельность и аренда, которые ранее применялись в портах, «Закон о морских портах» упоминает концессию. Судя по заявлениям Мининфраструктуры, на концессию возлагаются большие надежды, связанные с приходом иностранных инвесторов в отрасль, требующую миллионных инвестиций. По мнению Александра Смирнова, концессия — это наиболее прозрачный и гарантирующий безопасность инвестициям механизм. Артем Волков считает, что концессия существующих объектов более выгодна для инвесторов, чем аренда. Ведь размер концессионного платежа колеблется в на уровне 3‑5 % от стоимости объекта, в то время как арендный платеж может доходить до 18 %.
Но в самом законе также предусмотрена возможность приватизации. «Имущество, необходимое для выполнения хозяйственных функций (перевалка и хранение грузов в первую очередь), может быть приватизировано», — утверждает Андрей Селютин. Однако для запуска этого механизма нужно принять ряд подзаконных актов. По его словам, в этом направлении работа пока не велась, поскольку государство избрало концессию основным механизмом для привлечения инвестиций в порты.
Приватизация как перспектива
«Закон не разрешает приватизацию имущества, которое находится на балансе АМПУ», — уверяет Юрий Васьков. Все эти объекты находятся в списке не подлежащих приватизации. «Не исключено, конечно, что частичная приватизация, например, имущества, которое сейчас находится в аренде, все‑таки состоится. С точки зрения арендаторов, выгоднее единовременно потратиться на приобретение актива, который можно будет использовать в том числе и как объект залога, нежели платить арендную плату, размер которой индексируется на уровень инфляции, следовательно имеет тенденцию к стабильному росту», — считает Андрей Селютин.
Партнер юридической фирмы Rabomizo, адвокат Денис Рабомизо уверяет, от вступления в силу закона выиграют те, кому будут принадлежать (на правах собственности / в аренде / концессии) объекты портовой инфраструктуры. Именно они будут диктовать правила игры всем остальным участникам процесса, ориентируясь в первую очередь на аффилированные с собственниками инфраструктуры компании.
Первая ласточка
По словам министра инфраструктуры Владимира Козака, вступление в силу закона о портах — следствие принципиального решения реформировать отрасль и обеспечить доступ частного капитала в нее на взаимовыгодных условиях. Украинские порты в целом прибыльны, но предварительные подсчеты свидетельствуют, что развитие их потенциала потребовало бы инвестиций в размере 25 млрд грн и порядка 15 лет на выполнение работ, если бы государство пыталось осуществить эти планы исключительно за счет собственных ресурсов, отметил министр.
Однако, по мнению экспертов, сам по себе закон кардинально ситуацию не меняет. Для реального роста грузоперевалки и притока инвестиций в отрасль необходимо принятие ряда других законов (об искусственных участках, изменения в закон о концессиях) и подзаконных актов (методики расчета концессионных платежей, изменений в методику расчета арендной платы), а также утверждение порядка компенсации инвестиций.