Свободные рынки не так уж распространены, как кажется.
В киосках с едой на бейсбольном матче продается то, что владелец лицензии велит продавать. Это тоже своего рода выбор, но выбор простой: или соглашайся, или уходи.
Идея свободного рынка осложняется по чисто географическим причинам: в каждой конкретной точке пространства может существовать только один бизнес. Пятая авеню в Нью-Йорке выглядит эпицентром коммерции, но посколько аренду нужно заключать надолго, и нужны огромные свободные денежные потоки, поэтому свободы выбора на самом деле достаточно мало.
Свободный рынок — мощный механизм решения проблем, но гарантировать его работу в долгосрочной перспективе сложно.
Интернет, однако, устраняет проблему географии. Shopify может прекрасно поддерживать хоть миллион, хоть миллиард виртуальных магазинов — они не занимают места вообще.
И когда интернет был молод, рынок идей был открыт для каждого, кто мог выйти в интернет из библиотеки.
Но интернет также поощряет сетевые эффекты, а сетевые эффекты ведут к монополиям. Google на самом деле не нужен свободный рынок идей (они терпеть не могут блоги) — им нужен рынок, где они играют роль домовладельца. Facebook дал слово массе людей, у которых прежде не было доступа к трибуне, но алгоритмы компании и ее концентрация на кликах привели к массовому возмущению, потому что люди, получившие доступ к трибуне, разъедают основы нашей культуры. Это подкрепляет мысль, что публика не всегда хочет свободный рынок — скорее она хочет рынок удобный, предсказуемый и безопасный.
И так появляется, например, Lyft, где от «рынка» одно только название, потому что водители не могут сами назначать цены или генерировать какие-либо инновации.
Наша культура в целом постепенно перешла от совершенно свободного рынка (базар под открытым небом в монгольских степях) к рынку, где взаимодействие все больше огораживается заборами монополий и регулирования.
Мы во многом выиграли в плане надежности и управления побочными эффектами. Но мы потеряли в плане гибкости и скорости.
Большинство людей, оплакивающих потерю свободного рынка, на самом деле не хотят жить в мире, где есть только свободный рынок. В то же время очень важно бороться с рыночной властью отдельных крупных игроков, добиваясь более эффективных решений.
e-mail: [email protected]
Ідеї оформлення, стиль та весь зміст сайту www.capital.ua є об'єктом авторського права та охороняються законом. Будь-яке використання матеріалів сайту допускається тільки при дотриманні правил передруку і за наявності гіперпосилання на www.capital.ua. Дозволяється використання тільки матеріалів, що знаходяться у відкритому доступі і лише за умови посилання та/або прямого відкритого для пошукових систем гіперпосилання на безпосередню адресу матеріалу на www.capital.ua www.capital.ua /a>. Посилання/гіперпосилання має бути розміщене в підзаголовку або першому абзаці матеріалу. Розмір шрифту посилання або гіперпосилання не повинен бути меншим за шрифт тексту використовуваного матеріалу. Будь-яке використання матеріалів, які знаходяться у закритому доступі та доступні лише зареєстрованим користувачам, допускається лише за попереднім письмовим дозволом правовласника. Категорично заборонено передрук, копіювання, відтворення, зміну або інше використання матеріалів, опублікованих з позначкою в рамках угоди про синдикацію з Financial Times Limited. Використання матеріалів, які містять посилання на агентства France-Presse, Reuters, Інтерфакс-Україна, Українські новини, УНІАН суворо заборонено. Матеріали, позначені знаком публікуються на правах реклами.
Всі права захищені. © 2012 - 2023