В конце прошлой недели коммерческие финструктуры ввели временные ограничения на снятие наличности в банкоматах. Причина такого шага — ажиотаж населения, вызванный политической нестабильностью в стране. Чтобы сохранить бесперебойную работу банков и обеспечить их дополнительной ликвидностью, центробанк смягчил резервные требования для финучреждений и расширил доступ к рефинансированию.
Панические настроения
Очереди к терминалам появились еще в четверг, 20 февраля. А в пятницу ПриватБанк — крупнейшее по активам отечественное финучреждение — одним из первых ограничил снятие наличных в банкоматах своей сети из расчета 3 тыс. грн в сутки. Вслед за ним лимиты установили Райффайзен Банк Аваль — 2,5 тыс. грн и объединенный UniCredit Bank — не более 1,5 тыс. грн в сутки. Такое решение объясняется необходимостью поддержать логистику инкассации банкоматов, чтобы обеспечить доступ к наличным максимальному количеству клиентов.
Лимиты установили и другие банки. К примеру, Проминвестбанк, принадлежащий российскому Внешэкономбанку, с пятницы ограничил суточное снятие наличных: 2 тыс. грн — для массовых карт и 6 тыс. грн — для Visa Gold и MasterCard Gold.
Но как объяснили в банке, поводом для этого стало не увеличение спроса на наличные со стороны населения, а возможная угроза компрометации платежных карт и участившиеся случаи мошенничества с ними. По этой же причине ранее лимиты на снятие денег установили в Альфа-Банке (Украина) и ВТБ Банке.
До 20% сократилась доля обязательных резервов банков на отдельном счете в НБУ
Государственные банки, несмотря на массовое снятие средств в банкоматах, пока отказались от пересмотра лимитов. Укрэксимбанк, согласно сообщению на сайте финучреждения, работает в обычном режиме. Ощадбанк ввел суточное ограничение в размере 500 грн на снятие наличных лишь для клиентов других банков, но сохранил прежние условия для своих потребителей. Не поддались панике и клиенты украинских структур Сбербанка России. «Сбербанк России работает в штатном режиме. Он не снижал и не будет снижать размеры лимитов на снятие наличных с платежных карт своих клиентов», — сообщили «Капиталу» в пресс-службе банка.
По словам исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), председателя правления Укргазбанка Сергея Мамедова, финучреждения быстро перестроились под новые условия работы в период ажиотажа, несмотря на возможные спекуляции. Некоторые финструктуры испытывали проблемы с инкассацией лишь тех отделений, которые находились в эпицентре протестных событий, добавил собеседник.
Шаг навстречу
В Нацбанке указывают, что повышенный эмоциональный фон в стране вызывает ситуативное увеличение спроса на ликвидные средства, в том числе на наличные. Заместитель председателя НБУ Алексей Ткаченко подтвердил: банковская и платежная системы Украины работают в штатном режиме, а крупнейшие кредитно-финансовые учреждения располагают достаточной ликвидностью. Но несмотря на заверения банкиров, регулятор пошел на превентивные меры. Согласно опубликованному в пятницу постановлению № 86, с 24 февраля банки могут уменьшить свои доли обязательных резервов, оставляя на отдельном счете в НБУ 20 %, а не 40 % как ранее. К тому же предусмотрено уменьшение минимального объема обязательных резервов, который должен сохраняться ежедневно на начало операционного дня на корреспондентском счете банков в НБУ — с 60 % до 50 % от их объема. С 21 февраля Нацбанк отменил ограничение относительно количества возможных обращений финструктур за кредитами рефинансирования овернайт. «За счет этого в краткосрочной перспективе банки смогут эффективно нивелировать эмоциональные рыночные всплески, связанные с ситуативным ростом спроса на наличные средства. В дальнейшем новые возможности могут быть использованы ими для активизации своей кредитной деятельности», — заявила директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
Политика смягчения, по мнению регулятора, позволит высвободить финучреждениям несколько миллиардов гривен и обеспечит их ликвидностью в ближайшей перспективе. Впрочем, неофициально банкиры признаются, что часть высвобожденных средств может быть использована на покупку иностранной валюты, что может создать дополнительное давление на валютный рынок.