Фьючерсный контракт на американскую легкую нефть West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в мае завершил торговую сессию 20 апреля на отметке минус $37,63 за баррель, свидетельствуют данные американского биржевого оператора CME Group. В прежние времена это посчитали бы компьютерной ошибкой, но теперь отрицательные цены на нефть — это реальность.
В понедельник, 20 апреля, майские фьючерсы WTI открылись на отметке $17,73, но за несколько часов цена контракта упала почти на $56, что стало рекордным падением за сутки. После завершения расчетов по итогам дня торги майским фьючерсом (идут круглосуточно) возобновились на отметке минус $14.
Подобное случилось первый раз в истории.
Предыдущий рекордно низкий уровень цен по фьючерсам с поставкой в ближайшем месяце был зафиксирован в 1986 году — $10,42.
Майский фьючерс WTI истекает 21 апреля. Это преимущественно и стало причиной установления отрицательной цены. В этом контракте осталось относительно мало ликвидности: на бирже сменили владельца 225 тыс. контрактов — в пять раз меньше, чем в следующем в линейке и самом активном, июньском фьючерсе.
Отрицательная котировка означает, что продавец фьючерса доплачивает покупателю: в итоге конечный держатель этого инструмента получает деньги, а в мае еще и получит нефть.
Объем одного контракта — тысяча баррелей. Таким образом, инвестор в один контракт получает $37,6 тыс. и еще должен забрать 1 тыс. баррелей нефти.
Реальная поставка нефти должна состояться на терминале Кушинг (штат Оклахома), ключевом американском нефтяном хабе, с 1 по 31 мая.
Запасы нефти в Кушинге только за последнюю неделю выросли на 12% — до 55 млн баррелей, показывают данные Управления энергетической информации США. Операционная мощность терминала оценивается в 76 млн баррелей.
Статистика торгов показывает, что по нулевой цене майского фьючерса WTI состоялось более 2 тыс. сделок. При цене -$38 было зафиксировано несколько десятков сделок. Иными словами, даже при беспрецедентных отрицательных ценах совершалось немало транзакций.
Нельзя сказать, что отрицательная цена фьючерсов стала полной неожиданностью: биржевой оператор CME Group 15 апреля предупреждал участников рынка, что «определенные фьючерсы на энергоносители», возможно, будут торговаться по нулевым или отрицательным ценам. Нефть ничего не стоит, если ее негде хранить
Трейдеры, ранее купившие майский фьючерс на WTI, бросились продавать его по любой цене, лишь бы не принимать на себя обязательство физически забрать нефть в Кушинге. Причина такого поведения — отсутствие на рынке свободных хранилищ для нефти из-за огромного переизбытка предложения. Мощности по хранению нефти заканчиваются. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило, что глобальные мощности по хранению могут переполниться через полтора—два месяца.
Вместе с тем следующие фьючерсы WTI — с поставкой в июне — хотя и подешевели на 18%, закрылись на более-менее привычной в последнее время отметке $20,43 за баррель. Июньские фьючерсы на североморскую смесь Brent подешевели почти на 9% — до $25,57 за баррель (майские контракты истекли).
Сложившуюся структуру цен на фьючерсы в зависимости от срока исполнения называют «суперконтанго»: контракты с более дальними сроками стоят намного дороже. Она отражает прежде всего чрезвычайно высокую стоимость хранения нефти прямо сейчас.
Эта ситуация теоретически позволяет трейдерам-спекулянтам получать очень высокую доходность на следующей стратегии: если трейдеру есть где, хранить нефть, он может приобрести истекающий майский фьючерс (за него теперь доплачивают), получить в мае нефть, а затем продать июньский фьючерс, который сейчас стоит более $20, и вернуть эту нефть после истечения июньского контракта.
Прямо сейчас эта стратегия принесла бы $58 на один баррель, но без учета месячной стоимости хранения нефти. Однако ключевое допущение для такой стратегии — наличие свободных хранилищ.