Бізнес

резонанс

Катастрофа в чиновничьих головах: зачем таможня пугает «экологической бомбой» в Николаевской области

32794
Катастрофа в чиновничьих головах: зачем таможня пугает «экологической бомбой» в Николаевской области

Коронавирус погрузил мир в атмосферу мрачного фантастического фильма, поэтому украинцы стали внимательно и тревожно прислушиваться к алармистским прогнозам, которые раньше не выбивались из привычного информационного шума. Так, пожар в Чернобыльской зоне сразу заставил вспомнить о катастрофе на ЧАЭС и о ее последствиях. Не меньше могло напугать обывателя и интервью руководителя Черноморской таможни Александра Щуцкого. Он внезапно заявил, что одно из крупнейших предприятий Украины — Николаевский глиноземный комбинат — представляет собой бомбу замедленного действия. Что, мол, когда и если она «взорвется», то Черное море станет красным из-за попадания в него шлама, образующегося при производстве глинозема. Кроме того, Щуцкий заявил, что предприятие не оплачивает таможенные пошлины, а в каютах капитанов судов, завозящих сырье, были найдены георгиевские ленточки. Эти утверждения и по отдельности выглядят весьма сомнительными, а вместе похожи на бомбу, только информационную и искусственную. Зачем ее взорвал Александр Щуцкий и что на самом деле представляет собой спор между Черноморской таможней и НГЗ?

Начнем с простых фактов. Николаевский глиноземный относительно новое предприятие. Он был построен в 1980-м году, став одним из последних крупных объектов советской промышленности. И сегодня это одно из крупнейших предприятий Украины, а в Николаевской области — самый большой и работодатель, и налогоплательщик. Имея 3500 человек сотрудников, в бюджеты всех уровней в прошлом году завод перечислил 702 млн грн налогов.

НГЗ работает по той же технологии, что и большинство глиноземных заводов в мире (например, Alcoa, Worsley, Alunorte, Chalco, Norsk Hydro). При переработке боксита образуется глинозем и красный шлам (отходы). С момента запуска предприятие прошло несколько циклов модернизации. Оно было переведено на газ, последовательно увеличивалась мощность: до 1,3 млн т, до 1,6 млн т, до 1,7 млн т. Расширение производства продолжается и сейчас. При этом из-за длительного кризиса в экономике Украины, высокой стоимости кредита и сложности привлечения заемных средств, у НГЗ нет возможности самостоятельно закупать боксит и потом продавать глинозем на мировом рынке, а покупателей внутри страны нет. Поэтому предприятие оказывает услуги по переработке. То есть и ввозимый боксит, и вывозимый глинозем, и остающийся на месте шлам ему не принадлежат — это собственность толлингера (заказчика).

Схема простая и понятная, но начальник таможни Щуцкий внезапно попытался перевернуть ее с ног на голову. По его мнению, НГЗ должен оплачивать таможенные пошлины за импорт боксита. То есть за ввоз чужого товара. И ладно бы это была просто идея в отдельно взятой чиновничьей голове. Но нет, Черноморская таможня отозвала разрешение на ввоз боксита в режиме таможенной переработки, хотя он прямо предусмотрен Таможенным кодексом Украины. Неудивительно, что Николаевский суд отменил это решение как незаконное, после чего Щуцкий и дал то самое скандальное интервью. В нем он поставил под сомнение сразу несколько судебных решений (апелляционные административные суды и Высший административный суд Украины), которые на протяжении нескольких лет подтверждали законность и обоснованность принципов работы НГЗ. При этом, по мнению специалистов, Щуцкий не просто ставит свое мнение выше решений судов, но и наносит вред государству.

«Такие действия наносят прямой вред Украине. В условиях глобального кризиса нужно расширять поддержку национальной экономики, снижать административное давление, по возможности устраивать бизнесу „бюрократические каникулы“. Тем более, если этот бизнес сохраняет рабочие места и поддерживает таким образом социальную стабильность в целом регионе», — убежден эксперт Тарас Семенюк из аналитического центра Kyivstratpro.

Фискальные органы всегда хотят больше денег от налогоплательщиков — это, как бы, не преступление. Но в данном случае позиция Щуцкого, скорее, направлена на фактическое уничтожение предприятия, которое, несмотря на пандемию, стабильно работает, обеспечивая людей зарплатами, а бюджет налогами. Тут сложно предполагать какие-то личные мотивы, а вот разобраться в том, чьи интересы в этом контексте пытается лоббировать чиновник, было бы очень важно.

Все понимают, в каком положении сейчас находится национальная экономика. У государства объективно недостаточно ресурсов, чтобы поддерживать крупнейшие промышленные предприятия, в том числе, через кредитные механизмы. И единственный способ сохранить объемы производства и занятость для таких предприятий как НГЗ — реализовывать продукцию по толлинговой схеме. Ведь на территории Украины вообще нет потребителей продукции завода — вся она вывозится за рубеж. Спасибо не таможне и не чиновникам, а удачному географическому расположению завода и десятилетиями налаженным схемам сбыта.

Длительные сроки и невнятные схемы в случае уплаты таможенных пошлин попросту остановят предприятие. Допустим, НГЗ соглашается с идеями таможни и подает сведения для возврата НДС за экспорт глинозема. Ежемесячно. Налоговики, естественно, проводят проверки. Суммы, как обычно, не сходятся. Потом суды. И так на несколько месяцев при удачном раскладе. По факту, государство в такой схеме не поддерживает предприятие, а кредитуется за его счет. Как долго завод сможет «кредитовать» государство, вопрос риторический.

«Особенно опасен такой подход сейчас, когда экономика всего мира на пороге Великой Рецессии, производства приостанавливаются и закрываются в отсутствие сбыта, падает спрос на глинозем и алюминий, а значит, и цена (с февраля тонна металла подешевела с 1700 до 1500 долларов). НГЗ работает стабильно только благодаря налаженным цепочкам поставок и толлингу. Потому что толлингер берет на себя риски и оплачивает всю производственную цепочку переработки боксита в глинозем. В том числе, платит за складирование и хранение отходов» — напоминает Тарас Семенюк.

Таким образом, требование таможенников по разрушению налаженной цепочки и переводу предприятия в режим импорта — это, по сути, инициатива по уничтожению завода. В нынешних условиях, можно даже сказать, диверсия. В чьих интересах? Кто именно инициировал войну таможни против НГЗ? На эти вопросы было бы неплохо услышать ответ компетентных органов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама