Олег Мусий до недавнего времени был главой общественного совета при Минздраве, президентом общественной организации «Всеукраинское врачебное товарищество». Курировал медицинские пункты на Майдане в 2004 г. Спустя 10 лет стал координатором медицинской службы нового Майдана, для медицинского обслуживания которого организовал 1500 врачей-волонтеров, и помимо медицинских пунктов развернул там шесть хирургических отделений. По его словам, на Майдане был заложен фундамент новой системы здравоохранения.
— Какой опыт медицинской службы Майдана можно имплементировать в систему здравоохранения?
— Фактически врачи работали, руководствуясь этическим профессиональным кодексом, который был принят Всеукраинским врачебным товариществом, узкопрофильными медицинскими и пациентскими организациями. Это морально-этический фундамент, который ляжет в основу трансформации системы. За три месяца работы медицинской службы у нас не было жалоб от пациентов.
— Будут ли изменения в реформе здравоохранения?
— В существующей реформе есть рациональные зерна, но то, какими методами она осуществлялась, на мой взгляд, неправильно. Мы планируем провести международный аудит, проанализировать и прописать дорожную карту изменений. И мы будем, конечно, проводить разъяснительную работу по каждому ключевому изменению еженедельно, ежемесячно.
— Как планируете реформировать систему?
— Первое — система управления здравоохранением монополизирована государством. В большинстве развитых стран система выглядит как партнерство государства и профессиональных врачебных самоуправлений, в которых врачи сами определяются со своими корпоративными стандартами. Профессиональные организации имеют большое влияние на систему. И это тот баланс, которого не хватает нашему государству. Убежден: при монополии любая система работает неэффективно.
Второе — это экономическая составляющая. Должно быть введено обязательное медицинское страхование. Долгое время оно не вводилось, так как велись споры о том, кто будет «рулить» страховым фондом. Мне нравится пример Словении, где были объединены государственный страховой фонд и частные страховщики, государственные и частные клиники в единую систему. Там не возник вопрос, кто будет «рулить» бюджетом. В Словении помимо обязательного государственного 80 % пациентов дополнительно застрахованы по добровольному медицинском страхованию. Они нашли этот паритет. И мы найдем. Пример Польши показывает, как могут быть организованы звенья первичной медицинской помощи и насколько эффективно работают профильные врачебные самоорганизации. У них интересный опыт совместной работы с профильным министерством. Третий уровень реформирования системы — это подготовка кадров. Ее надо тотально пересмотреть. Из 100 направленных в интернатуру ее реально проходят шесть специалистов. Как будем ее трансформировать — еще вопрос. Мы входим в международные медицинские организации, поэтому будем привлекать международный опыт, наработки ведущих украинских врачей.
— Что вы намерены предпринимать для недопущения роста цен на лекарства?
— Мы хотим провести анализ и аудит Государственной службы по лекарственным средствам. Они занимаются регистрацией препаратов, мониторингом международных цен. В какие сроки это будет проведено — пока трудно сказать.
— Намерены ли продвигать и поддерживать идею либерализации регистрации лекарств, сделать эту процедуру более открытой?
— Открытой — да, а вот либерализировать регистрацию лекарств вряд ли станем. У нас много зарегистрированных лекарств, которые вызывают сомнение в их качестве у многих больных, общественных организаций. Это, например, препараты индийского производства. Украина будет двигаться в сторону Европейского союза, мы будем максимально адаптировать наше законодательство к европейскому. Чтобы к моменту вступления в Европу мы были к этому готовы.